Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах Аузан Александр Александрович Институт национального проекта «Общественный договор»
I. Институциональная инерция и общественный договор: постановка проблемы Path dependence problem - признаки наличия: «Низкая» траектория макроэкономического развития по Мэдисону; Резкая волатильность в долгих периодах при низком «индексе счастья». Версии причин инерции: Структура национальных ценностей; Ошибка первоначального выбора институтов; Конфликт формальных и неформальных институтов.
I. Институциональная инерция и общественный договор Общественный договор - это обмен ожиданиями по поводу основных («надконституционных») правил трансакции прав собственности и свобод. Поливариантность социального контракта в двух измерениях: –Вертикальный и горизонтальный контракты, их взаимопереходы; –Различия в моделях соотношения власти, общества и бизнеса в разных странах. Значение социального контракта: –Для обеспечения легитимности государства, собственности и т.д.; –Для экономической эффективности (фактор национального консенсуса в исследованиях Комиссии по росту и развитию (Всемирный банк)).
II. Ключевые элементы общественного договора Формула общественного договора в России 2000-х годов: Налоги в обмен на порядок Гипотеза 1: Налоги в обмен на порядок (налоги как плата за безопасность, правосудие и другие государственные услуги). Стабильность в обмен на лояльность Гипотеза 2: Стабильность в обмен на лояльность (налоги как рента в обмен на сохранение status-quo). Объекты исследования для проверки гипотез: -Налоги и налоговое -Личная безопасность как администрирование. экономическое благо -Гражданское судопроизводство; -Легитимность собственности; -Госуслуги.
II. Ключевые элементы общественного договора: иллюстрация Налоговое администрирование: Налоги и другие официальные платежи растут одновременно с неофициальными; Основная нагрузка падает на средний бизнес (низкие трансакционные издержки изъятия); Продажа налоговой недоимки. Личная безопасность как экономическое благо: Преобладающая схема: взаимопомощь родных и знакомых; Наиболее желательная для респондентов схема: рыночная (покупка средств самообороны); Маргинальная схема: спрос на государственную защиту.
III. Стороны общественного договора: воздействие на соотношение переговорных сил ДебюрократизацияДебюрократизация экономики ( переговорной силы бизнеса); законодательства о НКОИзменение законодательства о НКО ( переговорной силы общественных организаций); Гражданский аудитГражданский аудит (изменение соотношения переговорных сил государственных служащих и негосударственных субъектов).
IV. Модернизация против инерции: возможности нового общественного договора Изменение характера взаимодействия государства, общества и бизнеса; Создание коалиции групп интересов за стратегию модернизации; Средний класс как потенциальный субъект российской модернизации;
IV. Возможности нового общественного договора: изменение характера взаимодействия государства, общества и бизнеса ДебюрократизацияПозитивная реинтеграция Цель Снижение административных барьеров через ограничение чиновников Повышение эффективности МСБ через развитие взаимодействия «власть–бизнес–общество». Система компенсаций Не предусматривалась Разрабатывается для каждого проектируемого изменения Проблема коллективных действий Не решена Законодательные решения по покрытию издержек и поддержке переговорной силы субъектов Учет внешних эффектов Отсутствовал Присутствует за счет трехстороннего взаимодействия Программа внедрения (инфорсмента ) Разработана частично Предусматривается в качестве необходимого инструмента специальная система контрольных, корректирующих и мотивационных мер
IV. Возможности нового общественного договора: изменение характера взаимодействия государства, общества и бизнеса Принципы позитивной реинтеграции: (1) Включенного третьего (2) «Кооперация + конкуренция» (3) Поддержки коллективного действия (4) Разумной компенсации (5) Внедрения (инфорсмента)
IV. Возможности нового общественного договора: коалиции за модернизацию Переговорная сила групп, их ресурсная обеспеченность, активность и горизонт их планирования определяют способность коалиции поддерживать модернизационную стратегию; Условия запуска механизма формирования коалиции: –легитимация собственности, –эффективные обратные связи, –развитие среднего класса и малого бизнеса, –общественная экспертиза нормативно-правовых актов. Ограничением на запуск подобного механизма является система существующих правил, изменение которой требует, прежде всего, модернизации государственных институтов.
IV. Возможности нового общественного договора: средний класс как субъект российской модернизации Решение проблемы низкого спроса на демократию потребует: Снижения уровня административных барьеров для бизнеса и трансакционных издержек в законодательстве о НКО; Финансирования издержек коллективных действий; Создания механизмов внешнего мониторинга результативности исполнительной власти. Для увеличения переговорной силы среднего класса потребуется: Снижение барьеров на политическом рынке; Перестройка входных барьеров и издержек в судебной системе.
V. Национальная формула модернизации Модернизация представляет собой не задачу, а проблему, связанную с инерцией неформальных институтов: Различные типы социального капитала. Характеристики культуры, выражающиеся в различных значениях коэффициентов Хофстеде.