Новое в практике налоговых органов при проведении налоговых проверок 16 ноября 2010 г.
PwC Содержание 1.Налоговые проверки – актуальность вопроса, интересная статистика 2.Предоставление документов: паритет прав и обязанностей 3.Опросы свидетелей 4.Подача уточнённой декларации во время выездной проверки: последствия 5.Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения: что изменилось? 6.Обжалование решения в вышестоящий налоговый орган: что изменилось? 7.Решение вступило в силу: что делать? 2
1. Налоговые проверки - актуальность вопроса Судебная стадия: Разрешение спора Досудебная стадия: Формирование доказательственной базы Формирование правовой позиции Формирование стратегии Суд Жалоба в вышестоящий налоговый орган Рассмотрение результатов проверки. Вынесение решения Налоговая проверка Ежедневная деятельность компании 3
1. Налоговые проверки - интересная статистика 4
5
2. Предоставление документов – паритет прав и обязанностей О чём нужно помнить при передаче документов налоговому органу? Запросы на предоставление «всех» документов (требование должно быть определённым; Постановление Президиума ВАС РФ от г /07) Заявление о продлении срока – следующий день после получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ) Что делать, если в продлении срока отказано? Последствия непредставления документов (штраф по ст. 126 НК РФ, выемка, «снятие» расходов/вычетов) 6
2. Предоставление документов – паритет прав и обязанностей ЧТО НОВОГО? Запрос может быть направлен и документы представлены налогоплательщиком по электронной почте (п. 1-2 ст. 93 НК РФ) С г. – налоговые органы не вправе истребовать ранее представленные документы (п. 5 ст. 93 НК РФ) Выставление требования после окончания проверки неправомерно (Постановление Президиума ВАС РФ от г /09) 7
3. Опросы свидетелей Налоговые опросы (ст. 90 НК РФ) Кто может быть опрошен? Действия перед опросом Как и на что отвечать? Если Вы не знаете ответа на вопрос, что делать? Внимательно проверьте протокол опроса 8
4. Подача уточнённых деклараций во время выездной налоговой проверки: последствия Позиция Президиума ВАС РФ (Постановление от г. 8163/09) подача до окончания проверки – учёт уточнённых данных подача после окончания проверки (справка), но до принятия решения: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) или вынесение решения с учётом уточнённых данных и право на проведение повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ) пределы повторной выездной проверки – уточнённые данные изменение суммы убытка – основание для проверки 9
Подача уточнённых деклараций во время выездной налоговой проверки: последствия Подача уточнённой декларации после вынесения решения по результатам выездной проверки (ст. 81, 89 НК РФ) Новое положение п. 4 ст. 89 НК РФ: проведение выездной налоговой проверки в случае представления уточненной налоговой декларации, соотношение с п. 10 ст. 89 НК РФ (Федеральный закон от г. 229-ФЗ) Письмо ФНС РФ от 3 сентября 2010 г. N 10
5. Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения: что изменилось? 1.Обязан ли налоговый орган предоставлять приложения к акту налоговой проверки? Позиция налоговых органов и ВАС РФ до сентября 2010 г. – не обязан (Решение от г. ВАС-2199/09) С сентября 2010 г. действует п. 3.1 ст. 100 НК РФ – приложения к акту должны представляться налогоплательщику (есть исключения) 2.Обязан ли налоговый орган вызывать налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля? А при решении вопроса о возмещении НДС? Позиция налоговых органов – не обязан Позиция ВАС РФ – обязан. Основание для отмены решения налогового органа (Постановление Президиума ВАС РФ от г. 391/09, Постановление Президиума ВАС РФ 162/10) 11
5. Рассмотрение материалов проверки и вынесение решения: что изменилось? 3.Вправе ли налогоплательщик знакомиться с материалами налоговой проверки до вынесения решения (включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля)? Да, вправе (новое положение п. 2 ст. 101 НК РФ) 4. Правомерно ли решение налогового органа, вынесенное лицом, не принимавшим участия в рассмотрении материалов налоговой проверки? решение неправомерно (Постановление Президиума ВАС РФ от /10) 12
6. Обжалование решения в вышестоящий налоговый орган: светлое будущее? Что происходит на нашей практике? процедура (апелляционное и «обычное» обжалование) какие решения обжаловать? сроки получение ответа/ решения эффективность? 13
6. Обжалование решения в вышестоящий налоговый орган: светлое будущее? 1.Может ли вышестоящий налоговый орган увеличить доначисления, штрафы? Позиция налоговых органов: может Позиция ВАС РФ: не вправе (Постановление Президиума ВАС РФ от г. 5172/09) 2.Обязан ли вышестоящий налоговый орган приглашать налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщика на решение налогового органа? Позиция ВАС РФ – не обязан (Постановление Президиума ВАС РФ от г. 4292/10) 14
7. Решение вступило в силу: что делать? Какие решения нужно принять налогоплательщику? а) оспаривать или не оспаривать решение б) платить или не платить доначисленные налоги, пени и штрафы 15
7. Решение вступило в силу: что делать? Если принято решение о дальнейшем оспаривании решения налогового органа, просить ли суд принять обеспечительные меры? 16 Плюсы приостановление действия решения и мер по взысканию денежных средств в случае выигрыша – не надо возвращать излишне взысканные суммы возможность уплатить недоимку, пени и штраф в более поздние сроки Минусы сжатые сроки невозможно гарантировать результат затраты на банковскую гарантию начисление пеней на недоимку до дня погашения передача материалов проверки в ОВД – 2 месяца со дня истечения срока на уплату налога по требованию (п. 3 ст. 32 НК РФ)
Спасибо за внимание! Настоящая презентация подготовлена исключительно для создания общего представления об обсуждаемом в ней предмете и не является профессиональной консультацией. Не рекомендуется действовать на основании информации, представленной в настоящей презентации, без предварительного обращения к профессиональным консультантам. Не предоставляется никаких гарантий, прямо выраженных или подразумеваемых, относительно точности и полноты информации, представленной в настоящей презентации. Если иное не предусмотрено законодательством РФ, компании сети PwC, их сотрудники и уполномоченные представители не несут никакой ответственности за любые последствия, возникшие в связи с чьими-либо действиями (бездействием), основанными на информации, содержащейся в настоящей презентации, или за принятие решений на основании информации, представленной в настоящей презентации. © 2010 год «ПрайсвотерхаусКуперс Лигал СНГ Б.В» Все права защищены. Под "PwC" и PricewaterhouseCoopers понимается ПрайсвотерхаусКуперс Лигал СНГ Б.В или, в зависимости от контекста, другие фирмы, входящие в глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Ваши вопросы Яна Проскурина, Директор Телефон: +7 (495) , Эл. почта: