Результаты экспертизы образовательных программ. 1. Участие работодателей в разработке и реализации ООП. 2. Профили подготовки бакалавров и магистерские.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Advertisements

Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Транксрипт:

Результаты экспертизы образовательных программ

1. Участие работодателей в разработке и реализации ООП. 2. Профили подготовки бакалавров и магистерские программы. 2. Цель (миссия) ООП. 4. Результаты обучения. 5. Программы учебных дисциплин. 6. Программы практик. 7. Программы итоговой аттестации. 8. Доступность и открытость ООП (размещение на сайте вуза). 9. Внешняя экспертиза ОПОП. Параметры и компоненты ОПОП

При определении полноты разработки ООП эксперты руководствуются определением, содержащимися в статье 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I «Об образовании» и статье 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: «Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии». Соответственно, минимальным обязательным набором компонентов ОПОП при ее экспертизе считаются: 1. Учебный план. 2. Годовой календарный учебный график. 3. Рабочие программы учебных курсов. 4. Программы учебной и производственной практик.

Цель экспертизы - определение качества ОПОП, выраженной в: » полноте и логике выстраивания ОПОП, » востребованности рынком заложенной в ней компетентностной модели обучения, » соответствии компонентов ОПОП ее целям и компетентностной модели выпускника, » отражении компетентностного подхода в программах учебных дисциплин, практик и программы ИГА, » новых образовательных технологиях и формах обучения, средствах и способах оценки компетенций, » эффективном планировании участия работодателей в образовательном процессе.

Косвенным образом оценивается: состояние внутривузовской нормативно-методической базы (разработанные для реализации ФГОС положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов, о формах организации самостоятельной работы студентов (СРС) и контроле за ее результатами, об учете нагрузки преподавателей в условиях увеличения доли СРС в учебном процессе, о порядке взаимодействия с объединениями работодателей и т.п.); уровень нормативно-методической грамотности разработчиков ОПОП (их знакомство с нормативными и методическими документами федерального уровня); степень включенности в общий процесс реформы ВПО – и в том числе информированность о ее базовых принципах – преподавателей, создававших программы учебных дисциплин и практик.

Алгоритм Tuning: Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля; Анкетирование Получение экспертного заключения Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения Компетентностная модель Шаг 3. Определение ОКВ и ПКВ компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы определенного профиля Компетентностная модель Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в зачетных единицах) Учебный план Программы дисциплин Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ФОС Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ? Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения ?

В соответствии с данным алгоритмом экспертиза направлена на наличие в структуре ОПОП следующих разделов, в том числе: 1. Цель (миссия) ООП (общая характеристика профессиональных и личностных качеств выпускника, пояснение, в каких сферах деятельности и отраслях экономики он будет востребован). 2. Компетенции, формируемые в результате освоения ОПОП (в первую очередь – дополнения к перечню компетенций, содержащемуся во ФГОС). Матрицы соответствия структуры учебного плана заявленным в ОПОП компетенциям. 3. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП (материалы и рекомендации по проведению текущей и промежуточной аттестации). 4. Программы учебных дисциплин и практик. 5. Требования к итоговой государственной аттестации. 6. Отражение в ОПОП взаимоотношений вуза с работодателями. 7. Открытость ОПОП для всех участников образовательного процесса; доступность компонентов ООП на официальном информационном ресурсе вуза.

Г) формальность описаний целей и результатов обучения в ОПОП в целом, а также в программах учебных дисциплин и практик; Д) недостаточное использование активных и интерактивных форм проведения занятий и отсутствие соответствующих методик (ИТиСТ и ФДиПИ ниже установленного норматива); Е) недостаточная конкретизация форм и способов оценки сформированности компетенций в программах дисциплин и практик, а также в Программах ИГА; Ж) недостаточная (или полное ее отсутствие) привлеченность работодателей к разработке и реализации ОПОП; З) недостаточное отражение в ОПОП конкретного регионального содержания и специфики образовательного потенциала университета. НЕДОСТАТКИ ОПОП :

» Проработанность раздела «Работодатели» (Кемеровский ГУ, Чувашский ГУ, Южный федеральный университет, Балтийский федеральный университет). » Разработанность системы контроля качества (Кабардино-Балкарский ГУ). » Проработанность раздела «Воспитательная и социокультурная среда вуза» (Башкирский ГУ, Кемеровский ГУ, Оренбургский ГУ, Южный федеральный университет). » Проработанность раздела об ИГА (Тверской ГУ, Тамбовский ГУ). » Хорошая разработка программ производственных практик для бакалавров и магистров (Томский ГУ, Башкирский ГУ). Положительный опыт разработки разделов ОПОП (по результатам экспертизы АКУР)

Положительный опыт по разработке ОПОП в университете: 1.Все программы в аннотированном виде размещены на сайте университета 2.Обновление ОПОП осуществляется ежегодно в соответствии с установленными требованиями 3.Обеспечение рабочими программами составляет 94 % 4.Разработана автоматизированная программа по формированию ОПОП на кафедре «ИиЭС» доц. Кузьмичевым А.Б.

Провести доработку, коррекцию и совершенствование ОПОП на основе ФГОС по следующим параметрам: » Согласовать цели и содержание программы с требованиями работодателей, подтвердив востребованность профилей подготовки выпускников региональным рынком труда.(получив экспертное заключение либо результаты анкетирования) » Проверить взаимное соответствие результатов обучения, набора компетенций и содержания (ФГОС - компетентностная модель - рабочие программы дисциплин – ФОС (фонды оценочных средств); » Оценить применяемые технологии и осуществить подбор наиболее эффективных образовательных технологий, оценочных средств, необходимых для действительного формирования и качественной оценки сформированности заявленных в ОПОП компетенций. » Обеспечить открытость и доступность программ для всех преподавателей университета, с целью распространения лучшего опыта, лучших практик и работы по совершенствованию ОПОП. » Доработать учебные планы в разделах «Дисциплины по выбору» в соответствии с реализуемыми профилями и видами профессиональной деятельности, к которой, в основном, готовится выпускник. » Подать сведения по стимулированию лучших практик по реализации ОПОП по итогам года РЕКОМЕНДАЦИИ разработчикам:

1.Провести дальнейшую кластеризацию компетенций, добившись группировки схожих формулировок компетенций ФГОС по различным направлениям подготовки, с целью разработки междисциплинарного методического обеспечения и соответствующих ФОС 2. Установить соответствие компетенций и результатов обучения, организовав проверку соответствия компетенций и формулировок результатов обучения (в формате «знать», «уметь», «владеть») в рабочих учебных программах и при необходимости произвести соответствующую коррекцию 3. Разработать механизм мониторинга условий реализации основных профессиональных образовательных программ и их рецензированию. 4. Разработать объективные процедуры и провести аттестацию обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП. 5. Перевести систему оценки и обеспечения качества обучения в университете в компетентностный формат. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ на уч. год: