Психологические аспекты взаимоотношений в педиатрии Докладчик: Винидиктова В.В. ст.медицинская сестра п/о 2 МЛПМУ Детская поликниника 3
В организации работы медицинских сестёр в любом лечебно- профилактическом учреждении педиатрического профиля, важную роль играет специфическое общение, в первую очередь с ребенком и его родителями.
Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз.
Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.
Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником – ощущение поддержки. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом.
В системе «медсестра-ребенок» существует важнейшее промежуточное звено – мать, родители и родственники. Таким образом, медицинская деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми.
До контакта с медициной осуществляется внутрисемейная подготовка, а после контакта - опять-таки внутрисемейный «разбор полетов».
Первая проблема - прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и медицинских сестер). Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно и страшно. Третья проблема - проблема непосредственного контакта медицинского работника и ребенка.
1. Контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медсестре, она относится к нему с доверием; 2. Доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойная, внимательная, оптимистичная, аккуратная медсестра, сохраняющая здоровый цвет лица, правильную осанку, не курящая служит примером, внушающим доверие; Полезно воспользоваться следующими рекомендациями
3. Убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медсестры, вызывает доверие к ней лично и к учреждению, которое она представляет; 4. Соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях; 5. Проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка, вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников.
Полезно воспользоваться следующими рекомендациями 6. Твердая воля при предъявлении матери, как посреднику в общении с ребенком, определенных требований облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка; 7. Внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.
Одна из важнейших проблем - осведомление матери, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения согласия на лечение.
Медицинской сестре необходимо проинформировать мать, что характер ребенка податливый, дети легко внушаемы, мама своей уверенностью и спокойствием может помочь ребенку. У «рыдающих» мам дети поправляются медленнее.
Ребенку категорически нельзя врать ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи.
Одним из путей формирования партнерства «медик-пациент» является обучение пациентов, либо их представителей, предоставление им полной и достоверной информации, как о самом заболевании, так и о мерах профилактики.
Поэтому, успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью.