National Centre for Professional Development in Education Educode Ltd Пример Хельсинки - Определение ценностей школы и поликультурные подходы Проект Разнообразие как возможность Санкт-Петербург – Вена - Хельсинки сентября, 2010 Д-р Катри Куука, Тренер, Преподаватель финского языка как иностранного
Процесс определения ценностей в школах Хельсинки Исходная информация –Каждая школа сама определяет свою программу, учебный план –Местные органы управления образованием – рекомендации по разработке программ, повышение квалификации и консультирование –Учебный план школы – нормативы и спецификация с точки зрения школы Процесс определения ценностей начался в 2002 одновременно с процессом разработки учебных планов Ценности школ отражали –Ценностные основы новых образовательных стандартов и текущего законодательства –Ценности города Хельсинки –Видение и ценности Департамента образования, особенно отдела общего образования Katri Kuukka
Нормативные и местные ценности Законодательство в сфере образования : гуманность, равенство, культура, образование на протяжении всей жизни, ответственное участие в жизни общества Национальные образовательные стандарты : права человека, равенство, демократия, поддержание разнообразия природы и жизнеспособности планеты Хельсинки : ориентация на клиента, устойчивое развитие, справедливость, экономика, безопасность и дух предпринимательства Министерство образования : ориентация на клиента, справедливость, постоянное обучение, открытое сотрудничество, экономика и равенство Katri Kuukka
Процесс определения ценностей 1 Основан на следующих элементах ( Снайдер и др 2 001*): хорошие системы выслушивания, поддержка школ, доверие и партнерство, импульсы для нового мышления, поддержка инноваций, создание и поддержка партнерских сетей, баланс старого и нового. Система кооперации: –Две разные группы пилотных школ и учителей –Группа учителей-консультантов –Группа директоров и администраторов Обсуждение началось в 2002 * Snyder, K., Acker-Hocevar, M. & Snyder, K. M Living on the edge of chaos: Leading schools into the global age. Milwaukee, WI: ASQ Quality press Katri Kuukka
Процесс определения ценностей 2 Серия лекций, которые осветили концепцию ценностей с разных точек зрения Повышение квалификации, обучение учителей Подготовлен черновик описания основных ценностей школ –Обсуждения с учащимися и с педагогическими коллективами школ, а также с родителями и попечителями –Обсуждения в группе директоров школ Полученные комментарии были проанализированы Предложения для основополагающих принципов (ценностей) были представлены Комитету по образованию Комитет по образованию одобрил основополагающие принципы Утвержденные основополагающие принципы (ценности) были представлены школам В школах были проведены обсуждения по обобщенным принципам (ценностям), составлению единой базы Katri Kuukka
Ценности школ в Хельсинки В школах города Хельсинки: Каждый имеет право на получение хорошего обучения, право развиваться как учащийся, расти, как цивилизованный (культурный) человек Мы действуем демократически, так, чтобы каждый имел возможность стать ответственным членом общества и влиять на общие вопросы Мы продвигаем и поддерживаем равенство, уважаем человеческое достоинство каждого, заботимся о дружественной атмосфере, безопасности и совместном благополучии Мы уважаем финскую культуру и культурные корни каждого, продвигаем и поддерживаем взаимодействие между культурами Мы не допускаем никаких форм насилия, дискриминации или расизма Мы обязуемся способствовать устойчивому развитию и учимся брать на себя ответственность за окружающую среду и будущее Katri Kuukka
Поликультурный и индивидуальный подходы в школьной программе Образовательная среда Сопровождение учащихся Индивидуальный образовательный маршрут (план обучения) Поддержка обучения Корректирующее обучение Подготовительное обучение учеников из семей иммигрантов Специальные дополнительные программы обучения для детей с минимальными трудностями в обучении Специальные полные программы обучения для детей с серьезными трудностями в обучении Социальное обеспечение учеников Школьные предметы Межпредметные и надпредметные темы Оценка Подготовительное обучение Обучению финскому языку как второму языку Изучение родного языка Katri Kuukka