Теория решения изобретательских задач в развитии интеллектуальных умений студентов колледжа при обучении экологии
Генрих Саулович Альтшуллер ( ) Создатель теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ )
Общая теория систем -система -системный подход -функция
Объединение подсистемы в систему ПС 1 Растительное сообщество ПС 2 Животное сообщество С Биоценоз ПС 3 Сообщество микроорганизмов Определение надсистемы для указанной системы НС 1 Биоценоз С Фитоценоз НС 2 Биогеоценоз НС 3 Биосфера
Определение свойств указанной системы СвС1 Зависимость от внешней температуры С температура почвы СвС2 Стабильность Построение компонентной цепочки к системе «эдафические факторы»: ННС экологические факторы НС абиотические факторы С эдафические факторы ПС химические факторы почвы ППС солевой режим почвы
Эвтрофикация озера в виде девятиэкранной модели (прошлое- настоящее-будущее), в которой «надводные растения» - система Надводные растения Экосистема зарастающего озера Экосистема болотаЭкосистема озера Куртина черноольшанника ЭлодеяКамышОльха черная Придонные растения Преобразование надсистем во времени Смена подсистем во времени Смена систем во времени
Приемы ТРИЗ: 1) развитие понятия системы и навыков системного преобразования объектов: - определение системы, а также под- и надсистемы; - определение функций и свойств системы, под-, надсистемы; - построение системного оператора; 2) прием преодоления инерции мышления: игра «Да-нетка»; 3) построение компонентной цепочки; 4) построение генетической оси
Благодарю за внимание! Колоцей Е.В., магистрант факультета биологии РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватель СПбГБОУ СПО «Петровский колледж»