ИТ- ТЬЮТОРСТВО 1. Тьютор 2. Тьюторское сопровождение 3. Система дистанционного обучения (ДО) и тьютор 4. Функции тьютора в работе с обучающимися в системе ДО 5. Реализация тьюторского сопровождения в школе
Однажды, на берегу озера голодный человек встретил мудреца и попросил его: "Я голоден, помоги мне!". А мудрец ответил: "Я могу дать тебе рыбу, ты быстро наешься, но так же быстро проголодаешься вновь и снова попросишь помощи. Я могу дать тебе удочку, но она когда-то сломается, и ты опять позовешь меня. Я могу научить тебя делать удочки, это долго и трудно, но зато потом тебе уже не понадобится моя помощь. Выбирай свой путь…".
Тьютор - это педагог, главная цель которого не просто дать знания, научить ребенка чему-то доброму и светлому, но помочь ему научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей.
Английский университет не заботился о том, что бы студенты слушали именно определенные курсы. Студенту самому предстояло решить, на лекции каких профессоров он будет ходить и какие курсы изучать. Университет предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Человеком, который помогал найти свой путь, был тьютор. "Тьютор" в переводе с английского означает "наставник". Из истории
ТЬЮТОР (англ. tutor) в условиях дистанционного обучения в Интернет-среде: преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организует эффективное изучение курса, проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Из словаря
Если функция учителя - передача знаний, воспитателя - формирование нравственных ценностей и норм, то тьютор осуществляет особый тип гуманитарного педагогического сопровождения - тьюторского. Имеется в виду сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
В словаре В.И. Даля сопровождение трактуется как «определенное действие. Сопровождать - значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать». Соответственно, под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее и в осмыслении, принятии либо отвержении априори не нуждаются. В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются с наставником.
Главной задачей образовательного учреждения является максимальное удовлетворение и развитие разнообразных образовательных потребностей обучающихся. Рассмотрим место тьютора в системе дистанционного обучения (ДО) Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая успешно функционирует в настоящее время во многих странах. Дистанционное обучение – форма обучения, при которой преподаватель и обучаемые физически разделены во времени и/или пространстве, отличающаяся от заочной формы обучения применением дистанционных технологий. Портал «Российское открытое образование» Дистанционное обучение – форма обучения, при которой преподаватель и обучаемые физически разделены во времени и/или пространстве, отличающаяся от заочной формы обучения применением дистанционных технологий. Портал «Российское открытое образование» Дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временнýю удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования. Хуторский А.В., Центр «Эйдос» Дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временнýю удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования. Хуторский А.В., Центр «Эйдос» Дистанционное обучение – система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности и эффективности образовательного процесса. Гончарик Л.П. Дистанционное обучение – система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности и эффективности образовательного процесса. Гончарик Л.П. Определения термина
Этапы образования в ДО
Функции тьютора в работе с обучающимися в системе ДО Знакомство (вхождение в деятельность) Размораживание (проблематизация) Организация изучения концепций курса Организация групповой и индивидуальной работы Организация обратной связи и рефлексии
Реализация тьюторского сопровождения в младшей, средней и старшей школе начальная школа: тьюторское сопровождение познавательного интереса средняя школа: помощь в движении обучающегося к самообразованию, сопровождение проектной и исследовательской, творческой деятельности старшая школа: работа в русле профильности, координация подготовки в вуз, выбор профессиональных стратегий
«Джентльменский» набор этических правил тьюторов
Чего тьютор не должен делать с обучающимися? 1.Не демонстрировал свою первостепенную роль в обучении. 2.Не устанавливал цели обучения без согласования с обучающимися. 3.Не оставлял без внимания ни один вопрос обучающегося, даже если на него нельзя ответить немедленно. 4.Не корил обучающихся за невыполненные задания, а указывал при этом на упущенные возможности. 5.Не навязывал свое понимание вопросов учебных дисциплин как единственно верное. 6.Не вводил в дискуссию новые суждения без обоснования. 7.Не препятствовал коммуникации как между обучающимися, так и непосредственно с вами. 8.Не принижал авторитет обучающихся, а конструктивно отстаивал свое мнение. 9.Не оставлял ни одно завершенное учебное действие обучающихся без рефлексивного анализа. 10.Не подменял мыслительную работу обучающихся своим разъяснением трудных предметов.