Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой опыт и чужой.
Обобщенный результат России в «Грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании. Самый низкий уровень 1 продемонстрирован 12% учащихся стран ОЭСР. В России таких учащихся оказалось 18%. Ниже уровень 1 – по странам оказалось - 6 % В России – 9 %.
Под компетентностью в области проблем понимается «способность учащихся использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения»
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проблемная ситуация Поиск способа решения (выдвижение гипотез) Исследовательская поисковая пр. деятельность Защита проекта ПРОБЛЕМА Оформление результатов Прогнозирование новых проблем
Метод проекта Обучение в сотрудничестве Портфель ученика Ролевые игры Дискуссии Мозговая атак а
Проектная деятельность Исследовательские ПоисковыеНаучный метод Дискуссии, эвристические беседы Ролевые игрыМозговые атаки рефлексивные
Умения предметной области знания Интеллектуальные умения критического мышления Коммуникативные умения Совокупность соответствующих компетентностей Поиск информации Осмысление Умения совместной деятельности Анализ Синтез Применение Оценка Ключевые компетенции Умения дискутировать, принимать решения
Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает. Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
Признаки типологизации: Доминируется в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). практико-ориентированные, информационные, творческие.
Предметно-содержательная область. Проекты: Монопроект (в рамках одной области знания) Межпредметный проект
Характер координации проекта: Проект с открытой координацией Проект со скрытой (неявной) координацией Характер контактов: Внутришкольный Региональный Международный
Количество участников проекта: Индивидуальные Парные Групповые Продолжительность проекта: Краткосрочные Долгосрочные
1. Представление проблемной ситуации: Вербально С помощью видеоряда С помощью мультимедийных средств 2. Мозговая атака 3. Обсуждение 4. Выдвижение гипотез 5. Определение типа проекта 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке) 10. Оформление результатов проектной работы 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов 13. Самооценка, внешняя оценка
На уроке Проективная деятельность Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект
Тема и проблема проекта Проблема 1Проблема 3 Координация Проблема 2 Научно-практическая конференция
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, вывода; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.
Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности Быть методическим грамотным Владеть навыками межкультурного общения Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками Активно сотрудничать в проектной деятельности Обладать базисными навыками работы в сетях Уметь работать с большими объемами информации
Поиск участников проекта При необходимости консультирование (по просьбе участников проекта) Связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта Сбор и распространение информации об участниках проекта Стимулировать участников к самооценке Организация защиты и внешней оценки проекта