Лайла Ахметова, директор центра ЮНЕСКО, профессор факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Показатели развития СМИ: Повышение потенциала СМИ. Тренинг и журналистское образование в Казахстане
Казахский национальный университет им. аль-Фараби гг. Проект бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану «Повышение потенциала средств массовой информации - тренинг и журналистское образование в Центральной Азии»
Модули и программы по журналистике Подготовлены работы по составлению и апробации модулей и программ по журналистским специальностям (10 модулей), курсов на казахском языке (6 курсов), а также отзывы рецензентов относительно структуры и содержания программ (2 рецензии на каждую программу). В отчете приведены ссылки на полный текст подготовленных программ. Предлагаемые к использованию программы учебных дисциплин содержат описание структуры курсов, целей и задач, компетенций, формируемых по итогам освоения курса, а также основной и дополнительной литературы по разделам.
Руководитель сайта профессор Дэвид Моулд Вся информация размещена на сайте –
6 дисциплин по журналистике на казахском языке 3.Разработка программ курсов по журналистике на казахском языке (с полным содержанием программ возможно ознакомиться на сайте Жур. 202: Законодательство в области СМИ Жур. 203: Журналистская этика Жур. 204: СМИ и общество Жур. 301: Углубленная журналистика Жур. 302: Подготовка материалов для радио и ТВ Жур. 303: Сетевая и мультимедийная журналистика
Асхат Еркимбай Руководитель модулей и программ по журналистике на казахском языке Проведение тренингов на казахском язык
Список рабочей группы, участвовавших при реализации проекта по подготовке курсов на казахском языке: 1.Асхат Еркимбай, руководитель и координатор проекта по развитию ресурсов для обучения журналистики на казахском языке, медиа-тренер, КазНУ им. аль-Фараби 2.Есенгуль Капкызы, к.ф.н., президент Фонда поддержки журналистов «Мінбер», медиа тренер, преподаватель факультета журналистики Казахского Национального университета имени аль-Фараби 3.Жулдыз Абдильда, независимый журналист, медиа-тренер центра Международной журналистики «MediaNet» 4.Ербол Азанбек, руководитель фонда «MediaLab» центра медиа коммуникаций, журналист. 5.Мейрамхан Жапек, старший преподаватель кафедры журналистики Карагандинского Государственного университета имени Е. Букетова, ныне магистрант факультета журналистики КазГУ им. аль-Фараби. 6.Асель Берикболова, к.ф.н., преподаватель кафедры казахского языка и литературы Восточно-Казахстанского университета имени С. Аманжолова, руководитель центра для молодых журналистов «Жас журналистер» ВКГУ. 7.Анар Куанышбекова, тележурналист канала «КТК» 8.Галия Аженова, юрист Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» 9.Мухтар Сенгирбай, журналист-обозреватель, научный сотрудник факультета философии и политологии Казахского Национального университета имени аль-Фараби.
10 дисциплин по журналистике на русском языке 2.Содействие подготовке и рецензированию учебных программ по следующим учебным дисциплинам: (с полным содержанием программ возможно ознакомиться на сайте Жур. 202: Законодательство в области СМИ Жур. 204: СМИ и общество Жур. 301: Углубленная журналистика Жур. 302: Подготовка материалов для радио и ТВ Жур. 303: Сетевая и мультимедийная журналистика Жур. 401: Экономическая и деловая журналистика Жур. 402: Культура и Искусство Жур. 403: Международная журналистика и журналистика развивающихся стран Жур. 404: Политика и Правительств Жур. 405: Научная журналистика и освещение здравоохранения
Л.Ахметова, А. Веревкин, Т. Лифанова Наращивание профессионального потенциала и поддержка институтов, укрепляющих свободу слова, плюрализм и разнообразие (оценка ситуации в Республике Казахстан по состоянию на 30 октября 2011 года)
А. ДОСТУПНОСТЬ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ СМИ 4.1. Профессионалы СМИ имеют доступ к тренингам, соответствующим их потребностям 4.2. Менеджеры СМИ, включая коммерческих руководителей, имеют доступ к тренингам, соответствующим их потребностям 4.3. Тренинг дает знания профессионалам СМИ и способствует их пониманию вопросов демократии и развития
В. ДОСТУПНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ КУРСОВ В ПРАКТИКЕ СМИ 4.4. Курсы подготовки доступны широкому кругу обучающихся 4.5. Академические курсы вооружают студентов навыками и знаниями о демократическом развитии
С. НАЛИЧИЕ ПРОФСОЮЗОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 4.6. Работники СМИ имеет право вступать в независимые профессиональные союзы и пользуются этим правом 4.7. Профессиональные союзы и профессиональные объединения осуществляют защиту профессиональных интересов
D. УЧАСТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (ОГО) 4.8. ОГО осуществляют систематический контроль над средствами информации 4.9. ОГО предоставляют прямую защиту интересов СМИ в вопросах свободы слова ОГО помогают общинам и сообществам получать доступ к информации и заявлять о себе
Выводы Результатом реализации проекта была успешность совместной работы между практикующими журналистами и журналистами-преподавателями, а так же медиа тренерами. Обмен опытом и мнений позволил создать ресурсы по журналистике на казахском языке, которые отражают реалии общества. Так же проект показал необходимость подготовки медиа-тренеров на государственном языке, так как он влияет на успешное использование данных ресурсов и становление качественной медиа среды в Казахстане. В итоге хочется отметить, что первый проект по развитию учебных ресурсов по журналистике на казахском и на русском языках дал положительный результат. В итоге было составлено 6 курсов на казахском и 10 курсов на русском языках и список учебной литературы на казахском языке по журналистике. Все задания были опубликованы на сайте и доступны каждому интернет пользователю. Для дальнейшего распространения данного материала ведется популяризация в социальных сетях и интернет ресурсов, предназначенных для журналистов. Впервые в Казахстане были исследованы 10 показателей (по 41 вопросу) развития средств информации в Республике Казахстан, в соответствии с Категорией 4 – Наращивание профессионального потенциала и поддержка институтов, укрепляющих свободу слова, плюрализм и разнообразие.
Благодарю за внимание