В.К. Мяэотс Организация дистанционного образовательного процесса
Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования. Понятия
Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение осознанных и интуитивных образовательных потребностей учащихся. Понятия
Целеполагание, разработка критериев обученности. Планирование и отбор содержания обучения. Разработка методического аппарата. Репрезентация учебного материала в сети. Выбор форм сетевого взаимодействия преподавателя с учащимися. Формирование критериально ориентированных инструментов контроля усвоения материала и разработка процедур их применения. Социализация. Проблемы организации д/о
Гибкость (учение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе). Модульность (каждый модуль курса создает целостное представление об определенной области знаний). Экономическая эффективность (на 50% дешевле традиционных форм образования). Новая роль преподавателя (координатор, консультант, руководитель учебных проектов). Характерные черты д/о
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся (источники информации, специальные учебные материалы в Internet, на CD-диске, в печатном виде). Оперативное и систематическое взаимодействие учащихся с преподавателями. Групповая учебная деятельность учащихся (исследовательские, материальные, игровые, творческие проекты).исследовательскиематериальныеигровые творческие Составляющие процесса д/о
Четко поставленные актуальные и значимые для участников цели. Продуманная и обоснованная структура. Использование арсенала методов исследования, обработки и оформления результатов. Доступность содержания и методов исследования. Тематика проектов: наиболее актуальные проблемы развития предметной области, значимость для развития учащегося. вернуться Исследовательские проекты
Материальные проекты Достижение результата, выраженного в материальной форме: журнал, газета, хрестоматия, видеофильм, компьютерная программа, мультимедиа продукт и др. Детальная проработка структуры проекта, определение функций участников, промежуточных и конечных результатов. Достаточно жесткий контроль со стороны преподавателя. вернуться
Игровые проекты Деловая имитация и разрешение вымышленных или реально существующих ситуаций. Целесообразны как продолжение исследовательских проектов. вернуться
Творческие проекты Отсутствие заранее определенной и детально проработанной структуры: определены лишь общие параметры и указаны оптимальные пути решения задач. Четкая постановка планируемого результата, значимого для учащихся. Интенсивная работа с первоисточниками, с документами и материалами. вернуться
Уровни взаимодействия компонентов учебной среды Уровень управления. Уровень взаимодействия участников образовательного процесса. Уровень доставки учебной информации и средств обучения, отчетных материалов и контрольных работ.
Структура учебного материала Собственно учебный материал. Инструкции по освоению учебного материала. Вопросы и тренировочные задания. Контрольные задания и пояснения к их выполнению.
Принципы гипертекстовой организации информации Свобода перемещения по тексту. Сжатое (реферативное) изложение информации. Необязательность сплошного чтения текста. Наличие справок. Использование перекрестных ссылок.
Информационные потоки Постоянные составляющие: базовые учебные пособия, учебные планы, общие рекомендации по изучению учебного материала, система вопросов и заданий для самоконтроля и др. Переменные составляющие: ответы учащихся, замечания преподавателей по ответам учащихся, оперативные рекомендации по изучению материала, контрольные работы и др.
Информационные потоки Преподаватель учащийся Преподаватель группа учащихся Учащийся учащийся Учащийся группа учащихся Группа учащихся группа учащихся
Сетевые возможности в д/о Система редакционных публикаций – учебная информация, средства обучения. Электронная почта - средство индивидуализированной коммуникации. Рассылка - средство доставки учащимся общих заданий, объявлений. Форум – площадка для обсуждения актуальных вопросов; средство открытой коммуникации. Автоматизированная система размещения публикаций учащихся в связке с форумом – средство самовыражения учащихся. Чат и ICQ – средства коммуникации в режиме реального времени. Электронная база данных контроля успеваемости. Интернет-обозрения по предметам, по разделам курса – «читальный зал».