П роблемы преподавателей вузов в среде eLearning (EL) Андреев Александр Александрович сайт: a-edu.narod.ru э-почта: блог:blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a Москва-2011
План 1.Требования к преподавателю ВШ 2. 2.Проблемы подготовки преподавателей ВШ 3. Роль EL-преподавателя
Напишите в чате свое видение определения «преподаватель вуза» Напишите в чате свое видение определения «преподаватель вуза» Преподаватель вуза – это…… Преподаватель вуза – это……
Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно-исследовательской работой. Преподаватель вуза - это научно- педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно-исследовательской работой. ( Педагог - это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Педагог - это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Болонский университет 1088 (1158) Московский университетет 1755 (Спб 1724, Кенигсберг 1544)
РЕКОМЕНДАЦИЯ О СТАТУСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Париж, 11 ноября 1997 г.) ПРЕАМБУЛА Генеральная конференция ЮНЕСКО …под «преподавательскими кадрами учреждений высшего образования» понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом»
И. Грекова. Кафедра. И. Грекова. Кафедра. Преподавательская работа вообще тяжела, а здесь она была поистине каторжной. Учебные планы менялись нервно, с быстротой хамелеона…. Преподавательская работа вообще тяжела, а здесь она была поистине каторжной. Учебные планы менялись нервно, с быстротой хамелеона…. Нагрузка была чудовищная, на грани физической выполнимости. А требовалась еще научная работа, А откуда время? В ход пускались ночи, выходные дни, отпуска – и их не хватало. Временами какое-то веселое отчаяние помогало людям тянуть свою лямку. Нагрузка была чудовищная, на грани физической выполнимости. А требовалась еще научная работа, А откуда время? В ход пускались ночи, выходные дни, отпуска – и их не хватало. Временами какое-то веселое отчаяние помогало людям тянуть свою лямку. В общем, жизнь преподавателя была непрерывным барахтаньем в куче неотложных дел, в вечном заторе недоделанных... В общем, жизнь преподавателя была непрерывным барахтаньем в куче неотложных дел, в вечном заторе недоделанных... повесть
Кто знает отечественные или зарубежные художественные произведения или фильмы о вузовских преподавателях? Кто знает отечественные или зарубежные художественные произведения или фильмы о вузовских преподавателях?
Положение дел Профессиональная деятельность сотрудников вузов протекает на фоне очевидных проблем, среди которых наиболее острыми являются низкий престиж в обществе профессии преподавателя и ученого и отток высококвалифицированных кадров из системы «высшая школа – аспирантура». Преподаватель вуза вынужден часто не рассматривать свою деятельность в нем как основную, имеет низкую мотивацию к работе в научной и преподавательской сфере, не проявляет интереса к последним достижениям в науке, не стремится повышать свою квалификацию.
2. Проблемы подготовки преподавателей
Исторически сложившиеся пути подготовки преподавателей вузов 1.Специально готовить преподавателей ВШ как, например, учителей для средних школ, которые получают высшее образование в педвузах по направлению подготовки "Образование и педагогика". 2. Повышать квалификацию (или переподготавливать) сотрудников, уже имеющих высшее образование.
Формирование требований
Требования, разработанные в России годы Физическое здоровье; Уравновешенность характера; Наличие развитой воли; Предприимчивость, инициатива; Организаторские способности и навыки; Хорошее знание своего предмета; Стремление пополнить умственный багаж новыми сведениями и быть в курсе дела; Знакомство с основными течениями современной рефлексологии, педагогики и методики; Знакомство с методикой своего предмета; Знание своего ученического коллектива (группы, аудитории) Социально-экономическая и политическая подготовка; Интерес к общественной жизни и активное участие в ней; Внимательное и любовное отношение к учащимся; Образцовое поведение учителя в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности.
Требования, оформленные в государственных документах Требования, оформленные в государственных документах
Официальные требования и нормы оформлены в следующих документах 1.Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от г. 439 «Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» по специальностям высшего образования» 2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Утвержден ио Министра образования РФ Жураковским В.М Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых ППС образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» Письмо Минобразования РФ от 26 июня 2003 г иy/15
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г
10 практикоориентированных требований к преподавателю вуза требования=цели=компетенции?
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 1.Цель и программа. Уметь формулировать цели учебной дисциплины и занятия. Знать структуру и уметь разработать учебную программу дисциплины
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 2. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе разлмчные виды традиционных и электронных занятий 2. Занятия. Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе разлмчные виды традиционных и электронных занятий 3. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования 3. ИКТ. Выбирать и применять в учебном процессе дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, во всех формах получения образования
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 4. Контроль. Знать и применять разнообразные педагогические формы контроля учебного процесса, в том числе в виде тестов 5. Ресурсы. Знать характеристики, а также уметь искать и использовать в учебном процессе образовательные ресурсы, в том числе в Интернете
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 6. Писать. Уметь разрабатывать пособия и методические рекомендации для проведения учебных занятий. Готовить научные статьи. 7. Право. Знать основы нормативно- правового обеспечения учебного процесса и авторского права 8. Здоровье. Быть физически, психически и нравственно здоровым
Минимально необходимые требования к преподавателю вуза 9. Наука. Принимать участие в НИР, конференциях и семинарах. 9. Наука. Принимать участие в НИР, конференциях и семинарах. 10. Коучинг. Методика улучшения качества всего спектра педагогической деятельности 10. Коучинг. Методика улучшения качества всего спектра педагогической деятельности Запись промо-вебинара А. Тищука"Коучинг ля всех, но не для каждого" можно просмотреть по ссылке: Запись промо-вебинара А. Тищука"Коучинг ля всех, но не для каждого" можно просмотреть по ссылке: class.ru/vclass/vcplayer.html?cid= class.ru/vclass/vcplayer.html?cid= http://vc.v- class.ru/vclass/vcplayer.html?cid= http://vc.v- class.ru/vclass/vcplayer.html?cid=
Требования к зарубежному преподавателю Digital World: Teachers Today j9qw- A0NM&feature=player_embedded
Дополните указанные требования, актуальные по вашему мнению. Работаем в чате Дополните указанные требования, актуальные по вашему мнению. Работаем в чате
Содержание авторского курса «Современная педагогика высшей школы». Особенности современного образования; 2. Теоретические основы педагогики высшей школы; 3. Учебно- методическое обеспечение для электронного обучения. 4. Планирование и реализация учебного процесса; 5. Программные средства для подготовки и проведения электронного обучения; 6. Качество электронного обучения; 7. Преподаватель электронного обучения. 8.Нормативно-правовое обеспечение и авторское право 9. Педагогический коучинг 1. Особенности современного образования; 2. Теоретические основы педагогики высшей школы; 3. Учебно- методическое обеспечение для электронного обучения. 4. Планирование и реализация учебного процесса; 5. Программные средства для подготовки и проведения электронного обучения; 6. Качество электронного обучения; 7. Преподаватель электронного обучения. 8.Нормативно-правовое обеспечение и авторское право 9. Педагогический коучинг
Содержание программы ПК ППС в Северо-западном техническом университете, С-Пб
Концепция «сделай сам» заключается в самостоятельном управлении жизнью Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, с. Письмо Минобразования РФ от # ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений" Аналогия образования и здоровья Здоровье человека зависит от: Наследственных признаков 15% Медицинского обеспечения 35% Самостоятельной заботе о здоровье 50%
3. Роль EL-преподавателя
1.Высшее образование в нынешней форме исчезнет П. Друкер утверждает: «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет». П. Друкер утверждает: «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет».
2. Смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы 2. Смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы Эту тендендицию в мировом образовании задолго до ВГОСа отмечал Г. Драйдент
3.Возрастание роли информального образования в информационном обществе Такое образование спонтанного реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде ( общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.) Такое образование спонтанного реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде ( общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.) Оно проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа вконтакте, сообщества профессионалов эл. обучения и др). Оно проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа вконтакте, сообщества профессионалов эл. обучения и др).
4. Менеджмент важнее знаний предмета Знай основы управления учебной деятельностью Знай основы управления учебной деятельностью Преподаватель XXI века должен помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию, должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях, коллективную работу студентов и т.д. Преподаватель XXI века должен помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию, должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях, коллективную работу студентов и т.д. В перечисленном не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента. В перечисленном не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента.
Проблема 1 Соотношение специальных и педагогических знаний преподавателя Золотое сечение можно применять везде его применяют архитектуре, фильмах… Золото́е сече́ние (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, число Фидия) деление непрерывной величины на части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Золотое сечение можно применять везде его применяют архитектуре, фильмах… Золото́е сече́ние (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, число Фидия) деление непрерывной величины на части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Выводы 1. Сформированные требования объединенные в 10 блоков, позволяют составить программы повышения квалификации. 2. Для поддержания компетенций в актуальном состоянии преподавателю требуется непрерывное повышение квалификации, которое целесообразно проводить, используя дистанционные образовательные технологии. 2. Для поддержания компетенций в актуальном состоянии преподавателю требуется непрерывное повышение квалификации, которое целесообразно проводить, используя дистанционные образовательные технологии.
Выводы 3. Соотношение специальных и педагогических знаний в программе определяется золотой пропорцией. (Эйзенштейн) 3. Соотношение специальных и педагогических знаний в программе определяется золотой пропорцией. (Эйзенштейн)
Продолжение дискуссии Продолжение дискуссии по этой проблеме продолжим Продолжение дискуссии по этой проблеме продолжим в блоге: в блоге: blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a
Голосование Кто за то, чтобы продлить срок обучения по курсу «Основы преподавания в Интернете» на: Кто за то, чтобы продлить срок обучения по курсу «Основы преподавания в Интернете» на: 1. Не продлевать 1. Не продлевать 2. Продлить на 2 недели 2. Продлить на 2 недели 3. Продлить на 4 недели 3. Продлить на 4 недели