ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекция 11 рограмма дополнительного профессионального педагогического образования «А КТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ »
План лекции Сравнительная характеристика пассивных, активных и интерактивных образовательных стратегий (технологий) Интерактивные формы учебных занятий в контексте личностно-ориентированного образования и компетентностного подхода к изучению истории в школе Типы чтения текстов в школьных курсах истории: репрессивный, деконструктивистский и диалогический Документы и их роль в становлении критического мышления школьников на уроках истории Типы и виды визуальных источников в школьных курсах истории Интернет-проекты и технологии их использования в школьных курсах истории Познавательные задания как способы реализации деятельностного подхода к изучению истории в соответствии с требованиями ФГОС ОО Комплексная характеристика познавательных заданий в школьных учебниках истории и учебно-методических пособиях в аспекте их направленности на трехуровневые результаты обучения истории
Сравнительная характеристика пассивных, активных и интерактивных образовательных стратегий (технологий) Интерактивная стратегия коммуникации в образовании основана на межличностном взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Пассивная стратегия коммуникации в образовании основана на центральной роли преподавателя в передаче классу, «чужого знания» на монологических и авторитарных приемах обучения. Активная стратегия коммуникации – непосредственное взаимодействие учителя, но с отдельными учениками.
З адание 1 Проанализируйте словесные и условно-графические (схемы) описания трех разных стратегий и выделите их ключевые признаки. Почему интерактивная стратегия эффективнее других ведет к достижению результатов общего образования, сформулированных в ФГОС ОО?
Интерактивные формы учебных занятий в контексте личностно- ориентированного образования и компетентностного подхода к изучению истории в школе Интерактивные формы учебных занятий основаны на межлич- ностном взаимодействии между всеми участниками образова- тельного процесса. Преподаватель становится организатором и координатором учебного процесса, протекающего в формате дискуссий, подготовки и презентации рабочими группами индивидуальных творческих, проблемных и проектных заданий, с использованием широкого спектра источников и способов поиска и обработки информации, в том числе с применением информационно- коммуникационных технологий.
З адание 2 Познакомьтесь с разработкой урока по истории России и сформулируйте организационно- педагогические и предметно-методические условия подготовки интерактивного занятия. Каковы особенности сценариев интерактивных форм учебных занятий в школьных курсах истории? В чем заключаются проблемы диагностики, проверки и оценки результатов исторического образования школьников на интерактивных занятиях? Подготовьте и проведите интерактивный урок (школьный курс истории и тема занятия по выбору учителя). Обсудите своей проект с коллегами на стадии замысла и реализации; уточните и дополните методические рекомендации по подготовке интерактивных учебных занятий по истории, диагностике и оценке учебных достижений школьников. З адание 3
Типы чтения текстов в школьных курсах истории: репрессивный, деконструктивистский и диалогический Под текстом в самом широком смысле слова мы понимаем относительно законченное и целостное высказывание, которое может быть оформлено или предъявлено всеми возможными в современном мире способами (устно, письменно, визуальной форме, в виде первоисточника или вторичного источника и др.). Репрессивный Деконструкти- вистский Диалогический Три типа чтения текстов
З адание 4 Какие виды учебных действий будут востребованы в первом и втором варианте задания? Проанализируйте прогнозируемые результаты изучения школьниками документа по репрессивному и деконструктивистскому типу чтения текстов. Подумайте о критериях их диагностики сквозь призму деятельностного подхода. Заполните две строки сравнительной таблицы. Проанализируйте прогнозируемые результаты изучения школьниками документа по дилогическому типу чтения текстов. Подумайте о критериях их диагностики сквозь призму деятельностного подхода. Заполните третью строку сравнительной таблицы и сделайте выводы о степени соответствия каждой технологии требованиям ФГОС ОО. З адание 5
Тип чтения Уровни результатов изучения истории Виды учебных действий Критерии их диагностики РепрессивныйПредметный: Метапредметный: Личностный: Деконструк- тивистский Предметный: Метапредметный: Личностный: ДиалогическийПредметный: Метапредметный: Личностный: Варианты заданий (1) для репрессивного типа чте- ния и (2) деконструктивистского типа чтения на при- мере документа «Рассказ французского генерала Лежена о сопротивлении жителей Сарагосы» (1808 г.): 1.По тексту параграфа, документа и картине Ф. Гойя расскажите о сопротивлении испанцев французским завоевателям. 2.Система вопросов и заданий: – Чем удивили французского генерала защитники Сарагосы? – Почему об убийстве женщины он рассказывает подробнее и намного эмоциональнее, чем об убийстве ее мужа? – В каком случае французские солдаты, по словам генерала, были готовы оставить в живых эту женщину?
З адание 6 Проанализируйте результаты работы с таблицей и проведите методический консилиум 1. Какие типы чтения актуальны в условиях перехода на ФГОС ОО \ усовершен- ствования ЕГЭ и ГИА по истории? 2. Какие проблемы могут возникнуть в использовании «неправильно-чтения»: а) «Проблемы текстов» в школьных учебниках и других элементах УМК по истории? б) Проблемы школьников, изучающих историю в основной и старшей школе? \ на базовом и углубленном уровне? в) Проблемы учителей истории?
Документы и их роль в становлении критического мышления школьников на уроках истории Структурный анализ документа в образовательном процессе – не цель, а способ перехода от чтения «по листу» к чтению «вглубь», «внутрь». Вычленяя различные компоненты содержания исторического источника, мы понимаем, с чем нам приходится иметь дело:
З адание 7 В учебнике истории выберите любой документ и разработайте систему вопросов и заданий к нему, используя предложенные выше подходы: структурно-функциональный, гносеологический, сравнительный, многоуровневый и многосубъектный. К каким типам чтения текстов тяготеют ваши проекты? Разработайте критерии диагностики, проверки и оценки результатов познавательной деятельности школьников по предложенным ниже вопросам и заданиям к документу. Какие уровни результатов исторического образования можно диагностировать на основе данных критериев? З адание 8
З адание 9 Проанализируйте комплекс С1 – С3 в ЕГЭ по истории по плану: 1.Что проверяется в каждом из этих вопросов- заданий? 2.Какая связь между тремя вопросами и почему они представляют комплекс? 3.Исчерпывают ли эти вопросы (а) содержание источника, (б) многообразие приемов его изучения, (в) объекты проверки и оценки результатов подготовки школьников по истории в связи с требованиями ФГОС ОО? 4.Какой тип чтения текстов доминирует в экзаменационном комплексе С1 – С3 в ЕГЭ по истории? 5.Какие еще вопросы и задания можно составить к экзаменационному источнику на основе многоуровневого / гносеологического / многосубъектного подхода? 6.Как вы считаете, может ли многоуровневый анализ документа стать основным видом экзаменационного испытания по истории?
Типы и виды визуальных источников в школьных курсах истории Иллюстрации могут быть представлены в учебном процессе как источники-свидетели прошлого и настоящего. Методические подходы при работе с иллюстрациями: анализ видового разнообразия исследование субъектов определение значимости иллюстрации сопоставление иллюстраций и др.
1.Разработайте систему вопросов и заданий к иллюстрации учебника, используя структурно-функциональный, гносеологический, сравнительный, многоуровневый и многосубъектный подходы. К каким типам чтения текстов они тяготеют? 2.Разработайте критерии диагностики, проверки и оценки результатов познава- тельной деятельности школьников к репродукции исторической картины. Какие уровни результатов исторического образования можно диагностировать на основе данных критериев? З адание 10 В. Вихтинский «Во имя мира!» («Подписание договора между СССР и КНР в 1950 г.»)
Интернет-проекты и технологии их использования в школьных курсах истории В Интернете представлена относительно большая и разнообразная коллекция материалов, адресованных учителям и школьникам, изучающим историю. Портал «Уроки истории. XX век» – консультационно-методический источник для организации проектной и исследовательской работы учителей, тьюторов и старшеклассников.
Познавательные задания Познавательные задания – это способы реализации деятельностного подхода к изучению истории в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Формализованные компоненты Неформализованные компоненты Знания дат, имен, географических названий, статистических данных, терминов, общепринятых теоретических положений… Умения (хронологические, картографические и общие учебные умения)… … Тесты («закрытые» задания) Знания вариативных версий, интерпретаций, оценок… Собственное эмоционально-ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему… Креативные способности, Опыт творческой деятельности… Задания с «открытыми» ответами Структурные элементы каждой группы предметных результатов исторического образования школьников и адекватные им типы заданий.
З адание 11 Выберите любую тему в школьном курсе истории и разработайте комплекс «открытых» познавательных заданий к тексту учебника, документам или визуальным источникам (карты, схемы, таблицы, рисунки и т.д.), ориентированный на многоуровневые результаты изучения истории.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Издательство «Просвещение»