СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Курсовая работа Станкевич Е.Ю.
А КТУАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность проблемы обусловлена наличием противоречий между: - необходимостью для образовательных учреждений независимой оценки качества образования и доминированием в управлении образованием традиционных форм и методов контроля; - потребностью практики во влечении общественности в управление образованием и недостаточной научной разработанностью данной проблемы в педагогической науке. Объект исследования: детерминанты развития образовательного учреждения. Предмет исследования: независимая оценка качества образования как специфическая детерминанта развития ОУ.
Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования: выявить и обосновать условия, при которых независимая оценка качества образования будет способствовать эффективному и устойчивому развитию образовательного учреждения. В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования: 1. Обобщить отечественный и зарубежный опыт оценки качества общего образования, определить основные подходы к экспертизе качества образования. 2. Изучить теоретические положения о понятиях «государственно- общественное управление образованием», «качество образования», «развитие образовательного учреждения», «социальное партнерство», «независимая экспертиза качества». 3. Установить место и роль социального партнерства и рейтинга образо- вательных учреждений в развитии форм независимой оценки качества образования. 4. Выявить и обосновать условия, определяющие позитивное влияние независимой экспертизы качества образования на развитие образова- тельного учреждения. 5. Разработать модельную схему формирования независимой экспертизы качества образования в образовательном учреждении.
Г ЛАВА 1. Т ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Рассмотрены подходы к организации контроля качества образования на примере различных стран. Представлен анализ зарубежной практики педагогических измерений качества образования и системы оценки деятельности образовательных учреждений. Рассмотрена интерпретация понятия «качество образования» в научной литературе. Обосновывается необходимость создания государственно-общественной общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально- методологической основе оценку образовательных достижений школьников и студентов, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
В ЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ Независимая оценка качества образования способна наиболее наглядно представить объективные данные о состоянии системы образования на раз-личных уровнях и тенденциях ее развития. Построение независимой системы оценки качества образования в России окажет существенное влияние на развитие образовательных учреждений. Независимая оценка качества образования создает условия перехода в России от модели контроля качества к модели обеспечения качества.
Г ЛАВА 2. П РАКТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Рассмотрены направления развития государственно- общественных отношений в образовании. Представлены формы общественного участия в управлении образованием: социальное партнерство, рейтинг ОУ. На примере опыта работы регионов описаны возможные подходы к организации и проведению независимой оценки качества образования.
В ЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ Новые модели образовательных учреждений и примеры обновления содержания образования, независимой экспертизы качества образования не связываются в единую систему Выстраивание на базе школы системы государственно- общественного сотрудничества заключается в проектировании, организации и развитии необходимых институтов и форм деятельности внутри и вовне школы, в выборе процедур их успешного функционирования.
Г ЛАВА 3. П РОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В главе представлена модель системы независимой оценки качества образования, которую предлагается реализовать в Оренбургском президентском кадетском училище. Выводы по 3 главе Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Результаты объективной независимой оценки в сочетании внутренней оценки позволяют образовательному учреждению и всей системе образования в целом определить лучшие ориентиры своего развития. Проведение внешней независимой экспертизы направлено на укрепление конкурентоспособности образовательных программ учебного учреждения на рынке образовательных услуг, укрепление имиджа учебного учреждения среди потребителей образовательных услуг.
В ЫВОДЫ ПО РАБОТЕ На данный момент создана научная база, сформулирован круг идей, положений, подходов к проблеме оценки качества образования. Разрабатываются региональные системы оценки качества образования; изучаются проблемы общественного участия и социального партнерства в управлении образованием, составляется рейтинг образовательных учреждений. В исследовании предпринята попытка спроектировать модель системы независимой оценки качества образования на уровне образовательного учреждения. Таким образом, результаты объективной независимой оценки в сочетании с внутренней оценкой позволяют образовательному учреждению и всей системе образования в целом определить лучшие ориентиры своего развития, создают основу для эффективного использования кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы становления системы независимой оценки качества образования. Дальнейшая ее разработка может идти по пути выявления комплексов условий, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие образовательных учреждений.