МЕТОДОЛОГИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЛОПАНОВА Е.В., ГБОУ ВПО « ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ
Проблема : квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивания формирования творческих способностей и личностных качеств
Многоуровневость оценки учебных достижений студентов определяют: Требования работодателей: готовность применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях Творческие характеристики: переносы знаний и умений в новую ситуацию, видеть новую проблему в традиционной ситуации; анализ результатов собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок; учет альтернатив при решении проблемы, т.д.
Эмоционально-психологический уровень - гармоничное развитие эмоционально-психологических, регулятивных, социальных, учебно-познавательных, творческих и компетенций самосовершенствования; - сформированные ценности будущей профессиональной деятельности врача, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, обогащение своей профессиональной компетентности и др. Оценочные средства Адаптированная методика Г.П.Карповой (определение структуры учебной мотивации ) Методика Э.Э.Сыманюк и А.М.Павловой (определение сформированности ключевых компетенций)
Регулятивный уровень - способность осознавать цели деятельности и умение их пояснить; - правильность выявления врачебных ошибок в ситуационной задаче и их обоснования, что позволяет сделать вывод об уровне развития клинического мышления обучающихся ; готовность организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество и др. Оценочные средства: собеседование по ситуационным задачам собеседование у постели больного
Социальный уровень владение способами получения специальной медицинской информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях; способность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками; умение организовывать деловое общение, приносящее максимальную пользу выполнению работы; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и пациентами; готовность использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, источники информации как средства повышения эффективности деятельности и профессионального саморазвития и др. Оценочные средства: наблюдение за выполнением практического задания в группе оценка взаимодействия участников образовательного процесса
Аналитический уровень готовность к учению, умение концентрироваться на учебе; способность к рефлексивному и критическому мышлению; умение решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; готовность использовать специальные (теоретические и практические) знания (в том числе и инновационные) в конкретной области или на стыке областей; умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию; способность видеть разные способы решения задач и др. Оценочные средства: тест, письменная контрольная работа, устный опрос, собеседование, составление истории болезни, экзамен
Творческий уровень владение навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности; способность генерировать необычные, оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, готовность к инновациям; умение создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью; умение составлять семейство моделей на основе исходной модели; оценивать уровень новизны полученных результатов; самостоятельно решать проблемы, связанные со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности и др. Оценочные средства: проектная деятельность (проект, кейс-задача, курсовая работа)
Спасибо за внимание