КУРСОВАЯ РАБОТА Работу выполнила Снегирькова Татьяна Леонидовна, учитель – логопед МБДОУ ЦРР детский сад 10 г.Вязьмы Смоленской области 2012 г.
Задачи и условия коррекционной работы Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, слоговой структуры, фонематического слуха). Подготовка к обучению грамоте. Развитие навыков связной речи. Развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, познавательных процессов. Раннее воздействие на речевую деятельность – профилактика нарушений процессов чтения и письма Эффективность помощи детям с общим недоразвитием речи определяется систематической работой с ребенком в условиях логопедической группы детского сада. Корррекционно – педагогическая работа осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Коррекционно – педагогическая работа определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, распределением нагрузки в течение дня, преемственности в работе учителя – логопеда и специалистов детского сада.
Единое коррекционное образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями Ребенок Учитель – логопед Педагог – психолог Музыкальный руководитель Инструктор по Физической культуре Воспитатели логопедической группы Медицинский персонал
Лечебно – педагогический комплекс по преодолению тяжелых речевых нарушений Лечебно- оздоровительные мероприятия Медицинские препараты Лечебные процедуры ЛФК Физиопроцедуры Коррекционно– педагогическое воздействие Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия
Формы воздействия Формы воздействия воспитаниекоррекцияадаптацияреабилитацияабилитациякомпенсацияобучение
Логопедическое воздействие Формирование произносительных навыков Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза 1. Постановка звука 2. Автоматизация звука 3. Дифференциация звука 1 этап2 этап Каждый поставленный и автоматизированный звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками Каждый звук из пары взаимозаменяющихся различается в произношении Выделение первого гласного звука в начале слова Определение последовательности звуков в слове Определение количества звуков в слове Анализ и синтез обратного слога Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласного Анализ и синтез прямого слога Деление слов на слоги(с опорой на схемы) Составление слоговой схемы слова Звуко-слоговой анализ односложных и двусложных слов без стечения и со стечением согласных звуков
На материале правильно произносимых звуков осуществляется: Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении. Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи. Развитие связной речи: работа над рассказом, пересказом. Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов. Развитие произвольного внимания, памяти. Усвоение объема основных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе
Основная роль в коррекционном процессе отводится работе учителя -логопеда На подготовительном этапе происходит установление контакта с ребенком, развитие речевого дыхания, артикуляционной и пальчиковой моторики
Формирование произносительных навыков На этапе формирования первичных произносительных навыков происходит постановка звука, автоматизация и дифференциация оппозиционных звуков
Формирование коммуникативных умений и навыков На этапе формирования коммуникативных умений и навыков формируется употребление звука во всех ситуациях общения
Формирование навыков звукового анализа и синтеза Во время формирования навыков звукового анализа и синтеза дети определяют место звука в слове, по первым звукам в слове составляют слова
Подготовка к обучению грамоте На занятиях по обучению грамоте могут использоваться такие виды работ как дописывание букв, дорисовка и штриховка
Развитие связной речи Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей предполагает формирование умений планировать собственное высказывание,самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Работа инструктора по физической культуре На физкультурных занятиях идет развитие основных видов движения, ориентирование в пространстве, воспитание чувства ритма,развитие дыхания, синхронизация движений и речи.
Работа медицинского персонала Медсестра детского сада выполняет предписание врачей: педиатра, невролога
Список литературы: Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.Соч. – М.,1982 Жукова Н.С.Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994 Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.- М.,1978 Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.- М.,1982 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-Пб., 1999 Ткаченко Т.А. В первый класс –без дефектов речи. С- Пб.,1999 Шашкина Г.Р., Зернова Л.П. Зимина И.А. Коррекционно- воспитательная работа логопедов и других специалистов дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.- М., 2002