ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О. Е. Лебедев Магистрант: И. С. Буравцева
Актуальность темы обусловлена противоречиями между: запросами современных потребителей и отсутствием инструментария измерения и оценки качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг; необходимостью формирования системы оценки качества дополнительных образовательных услуг и слабой разработанностью методических основ.
Цель исследования: определение критериев оценки качества дополнительных образовательных услуг, применимых в условиях колледжа. Объект исследования: оценка качества дополнительных образовательных услуг в управленческой практике. Предмет исследования: соотношение возможных и реальных критериев оценки качества дополнительных образовательных услуг.
Задача: Обосновать теоретические подходы к оценке качества дополнительных образовательных услуг в управленческой практике изучена и проанализирована научно- методическая и нормативная литература по теме; определены основные понятия темы;основные понятия определены этапы управления качеством; определены факторы, влияющие на качество образовательных услуг; определены принципы всеобщего управления качеством.
В ходе анализа было выявлено: В законодательстве отсутствует четкое определение качественной дополнительной образовательной услуги; Нормативно не определены показатели качественной дополнительной образовательной услуги; Нет стандарта дополнительного образования;
выделены критерии оценки качества дополнительных образовательных услуг; проведен анализ методик оценки качества дополнительных образовательных услуг; проведено анкетирование родителей и педагогов Центра досуга и развития: выявлен уровень удовлетворенности услугами Центра досуга и развития; выделены основные группы критериев, по которым потребитель и исполнитель оценивают образовательную услугу. Задача: определить критерии оценки качества дополнительных образовательных услуг в условиях педагогического колледжа
СубъектКритерии%Показатели Родители Без утомления62 Ребенок не устал, хочет еще заниматься Сохранение здоровья65% справок от врача Успешность83 Получается, участвует в конкурсах Поддержка интереса80 Занимается во внеучебное время Возможность продолжить58 Поступление в престижное ОУ (ВУЗ) престижность60СМИ, реклама Качественная образовательная услуга (родители)
СубъектКритерии%Показатели Родители Без утомления62 Ребенок не устал, хочет еще заниматься Сохранение здоровья65% справок от врача Успешность83 Получается, участвует в конкурсах Поддержка интереса80 Занимается во внеучебное время Возможность продолжить58 Поступление в престижное ОУ (ВУЗ) престижность60СМИ, реклама Качественная образовательная услуга (педагоги доп.образования)
Результат В ходе исследования выявлено: оценка качества дополнительного образования нормируется пока самим образовательным учреждением; не существует стандартов дополнительного образования; одним из основных критериев считаются личные достижения обучающегося; методика оценки качества дополнительных образовательных услуг в условиях педагогического колледжа позволяет не только оценить качество, но и скорректировать цели всего учреждения в целом; определение механизмов выявления результатов, апробация методики оценки, получение выводов, затем корректировка целей дополнительного образования, средств и условий реализации целей, позволяет повысить эффективность управления качеством образования.
Цикл Деминга: Планируй делай изучай/оценивай действуй/улучшай
Возможности развития дополнительных образовательных услуг в условиях колледжа для студентов для преподавателей для развития колледжа Определение условий повышения эффективности дополнительных образовательных услуг в педагогическом колледже
образовательная услуга – средство удовлетворения потребности в образовании, которое выявляется и удовлетворяется на рынке образовательных услуг. дополнительная образовательная услуга – вид деятельности, направленный на удовлетворение ожидаемых и неожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей сверх основных образовательных программ. качество дополнительной образовательной услуги – совокупность характеристик процесса по предоставлению образовательной услуги, относящихся к его способности удовлетворять образовательные потребности и конкретных потребителей.