Введение ФГОС в регионе Анна Анатольевна Якушкина, зав. лабораторией развития начального образования МИОО, зам. директора ЦИТУО
ФГОС: революционные изменения Цели образования Методы обучения Введение принципиально новых элементов в содержание
Направление преобразований Формирование метапредметных компетентностей и УУД в каждой предметной области Системно-деятельностный подход Новый педагог Индивидуализация обучения Новые организационные и финансовые механизмы ИКТ - мощнейший инструмент формирования универсальных учебных действий Информационная образовательная среда Новая система отношений между участниками
Характеристика основных результатов формирование универсальных и предметных способов действия, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе воспитание умения учиться, способности к самоорганизации в целях решения учебных задач, готовность к непрерывному образованию и самообразованию индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. 4
Условия реализации ООП кадровые финансовые материально-технические Иные: информационно-образовательная среда, учебно-методическое и информационное обеспечение
Создание условий обеспечивает: достижение планируемых результатов выявление и развитие способности детей организацию проектной и исследовательской деятельности формирование индивидуальных траекторий эффективную организацию внеурочной деятельности использование современных образовательных технологий эффективную самостоятельную работу обучающихся обновление содержание ООП эффективное управление ОУ
Изменения в ОУ Нормативно-правовое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Организационное обеспечение Кадровое обеспечение Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение 7
Масштабность ОУ Более педагогических работников. Из них – более учителей н/ш В н/ш - 76% старше 35 лет, 15% - пенсионеры обучающихся По ФГОС (1 кл), (2 кл) 8
Организация введения ФГОС Отбор пилотных школ Работа городского координационного совета и регионального ресурсного центра Разработка плана-графика введения ФГОС Работа стажировочных площадок Курсовая подготовка учителей Организация деятельности методических служб
« Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» «…. умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования» Майкл Барбер
«... Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы...» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Учитель должен владеть теми компетенциями, которые осваивает ученик
Не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; Не умеет организовать работу в группах; Плохо владеет современными педагогическими технологиями; Плохо владеет ИКТ; Не знает типологии детских проблем (детства в целом). Не умеет работать с различными категориями детей; Не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (родитель, учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.
8 Задачи системы повышения квалификации Повышение квалификации должно идти в формах, органичных для нового Стандарта Повышение квалификации должно использовать информационную среду Нужны другие, интерактивные методы работы, сетевое взаимодействие учителей Повышение квалификации на базе стажировочных площадок под руководством педагогов, включенных в современные образовательные практики Уменьшение нормативных видов активности, ведущая роль рефлексивной активности 8
Повышение квалификации учителей На базе пилотных школ: созданы 110 стажировочных площадок, где пилотные учителя проводят обучение и консультирование; обучается до учителей, зам. директоров, методистов, директоров; 100 % учителей будущих первых классов повышают квалификацию в объеме 216 часов.
8 Повышение квалификации учителей в деятельности, органичной для нового Стандарта используется информационная среда очно-заочные формы и индивидуальный подход сетевое взаимодействие постоянный обмен успешными практиками 8
Стажировочные площадки организация профессиональных сообществ в рамках новых образовательных практик: – межшкольные методические объединения, – совместные педагогические советы, – творческие конкурсы, – конференции и семинары, – консультации повышение квалификации работников образования – Открытые уроки и занятия; – мастер-классы, – Лекционно-семинарские занятия, – дистанционные формы
Задачи методической службы Консультирование Сопровождение Поддержка Взаимодействие 18
Методическая поддержка изменение роли методиста: от информирования и контроля к организации деятельности профессионального сообщества и индивидуальной методической поддержке учителя сетевое взаимодействие методистов начальной школы города открытая информационная среда методической поддержки
Виды деятельности ребенка Игровая деятельность Учебная деятельность (индивидуальная и коллективная) Проектная и творческая деятельность Исследовательская деятельность Спортивная деятельность Трудовая деятельность
Материальное и техническое оснащение ОУ должно обеспечивать все виды образовательной деятельности 21
Оснащение начального образования 2011 год - 2,4 млрд. рублей 2012 год – 1,440 млрд. рублей (средства ИКТ): –Автоматизированные рабочие места учителя –Программно-технические комплексв учеников 22
Разнообразие инструментов Наблюдение и измерение Фиксация информации Создание материальных объектов Музыкальная деятельность Создание сообщений и информационных объектов Коммуникация Модели и экспериментальные среды Задания для многократного использования и самопроверки Материальные средства наглядности 23
24
Использования ИКТ - новые образовательные приоритеты самостоятельно работать с информацией решать новую задачу учиться в течение всей жизни взаимодействовать с другими принимать решение исследовать, экспериментировать моделировать создавать 26
Информационная образовательная среда Технологические средства ИКТ-компетентность Культурные и организационные формы информационного взаимодействия Службы поддержки применения ИКТ 27
Информационная образовательная среда Планирование образовательного процесса Размещение и сохранение материалов Фиксация хода образовательного процесса Результаты освоения ООП Взаимодействие участников Контролируемый доступ 28
В системе образования должны быть созданы условия: для комплексного взаимодействия ОУ ведения постоянной методической поддержки получения оперативных консультаций по вопросам реализации ООП использования инновационного опыта других ОУ проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций
Информационная среда Среда деятельности учеников, учителей и др. участников Среда для формирования портфолио Среда фиксации хода и результатов образовательного процесса Среда взаимодействия и общения
Пользователи – более (учителя, ученики, родители, методисты, руководители ОУ) Повышение квалификации Методические ресурсы и поддержка Образовательная деятельность ((>7000 курсов)
Основные трудности Недостаточная подготовка учителя к решению новых задач (трудности в освоении инструментов формирования УУД, надпредметных компетентностей) Отсутствие УМК, построенных с учетом применения современных средств обучения и работе в ИС Трудности при трансляции инновационных практик в массовую школу Организация массовой методической и технической поддержки
План действий Насыщение информационного пространства московского образования методическими материалами, описывающими инновационные практики Организация работы стажировочных площадок, организация стажировок Трансляция успешных практик Использование информационной среды для организации методической поддержки 6
35