Лекция 7. Духовно-нравственное воспитание и общие основы православной педагогики Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ НА УРОКЕ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ.
Advertisements

Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.
Лекция 2. «Программно-методическое обеспечение обучения в воскресной школе» Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омской и Тарской.
Духовно-нравственное воспитание учащихся учитель МБОУ СОШ 7 Капленко Ирина Сергеевна.
МОУ «Увинская СОШ 2» Проект «ЧИСТЫЙ ИСТОК» Духовно- нравственное воспитание через наследие В.А. Сухомлинского.
«Семья и школа: экология души» Выполнила: Мокшина Светлана Валерьевна председатель родительского комитета.
Духовно-нравственное здоровье нации и будущее наших детей.
«Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с православной культурой»
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
Духовно-нравственное здоровье нации и будущее наших детей.
Семейное духовно - нравственное воспитание Задача духовно - нравственного развития - главная задача семейного воспитания.
«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов»
ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. «ВОСПИТАНИЕ, СОЗДАННОЕ САМИМ НАРОДОМ И ОСНОВАННОЕ НА НАРОДНЫХ НАЧАЛАХ, ИМЕЕТ ТУ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИЛУ,
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках математики Ярушина Г.В., учитель математики МОУ «Огнёвская СОШ»
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МОУ – Теренгульская СОШ.
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Транксрипт:

Лекция 7. Духовно-нравственное воспитание и общие основы православной педагогики Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской епархии

«Зажечь в детском сердце чистый пламень жизни, вселить верою Христа в сердце» Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Психофизическое развитие – сугубо горизонтальные изменения, которые человек претерпевает в развитии. Носят адаптационный или опережающий адаптационный характер, не имеют самостоятельного ценностного содержания. Психофизическое развитие и духовно-нравственное становление человека Духовно-нравственное становление: – стремление человека преодолеть границы своей природы, превзойти ее, выйти за ее пределы, не разлучаясь с ней; – процесс, цель, устремление к доминанте развития, которое захватывает все силы и способности человека.

Духовно-нравственное становление – процесс обретения человеком личностного бытия. Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно- нравственному становлению человека.

Факторы, определяющие духовно-нравственное становление человека Влияние социокультурн ой среды семьи и ближайшего окружения Таинственное влияние Божией благодати Целенаправленное, систематическое духовно-нравственное воспитание

Субъекты духовно-нравственного воспитания СЕМЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВЬ Значимы конкретные взаимоотношения, складывающиеся между субъектами духовно-нравственного воспитания.

Традиционный уклад жизни Обычаи Традиции Сердечные чувства и отношения Распорядок дня недели года Правила доброй и благочестив ой жизни

Задачи духовно-нравственного воспитания постепенное выявление и раскрытие творческих ресурсов личности, обусловленных присутствием духовной основы – образа Божия – в человеческой душе; содействие приобщению человека к традиционным духовно-нравственным ценностям; содействие обретению нравственно востребованного духовного опыта; коррекция негативных проявлений и наклонностей в соответствии с идеальной нормой нравственного Абсолюта.

Содержание духовно- нравственного воспитания Формирование нравственных чувств: совести, долга, веры, надежды, ответственности, гражданственности, патриотизма.

Содержание духовно- нравственного воспитания Становление нравственной позиции: способности к различению добра и зла, способности к проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний.

Содержание духовно- нравственного воспитания Развитие нравственного облика: кротости, смирения, терпения, милосердия, незлобивости, способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество.

Содержание духовно- нравственного воспитания Воспитание нравственного поведения: готовности служения (людям, Богу, Отечеству), проявления духовного рассуждения, послушания и доброй воли.

Главные препятствия нравственному строю жизни Все возрастающая автономия человека по отношению к другим людям, миру в целом, традиционным ценностям, традиционному укладу жизни. Педагогическая задача – преодоление отчуждения и разобщенности между - поколениями (взрослыми и детьми), - семьей и образовательным учреждением, - между человеком (маленьким и взрослым) и традиционной культурой.

Действенное средство преодоления отчуждения – духовно-нравственное воспитание. Содействующее обретению единой системы ценностей; опыта со-бытия, совместной деятельности; опыта со-радости и сопереживания; общей ответственности, общности жизни и интересов. Способное «сердце эгоистическое сделать сердцем всескорбящим».

В процессе развития теории и практики духовно-нравственного воспитания необходимо опираться на наследие святоотеческой и классической педагогики и современные психолого-педагогические, философские, культурологические исследования.

Святитель Феофан Затворник

Профессор протоиерей Василий Зеньковский

Духовная сфера личности Нравственная сфера Эстетическая сфера Религиозная сфера

Духовно-нравственное воспитание – развитие собственно человеческих способностей: нравственной (различение добра и зла); эстетической (различение прекрасного и безобразного); р елигиозной (различение истинного и ложного).

Русский философ И.А. Ильин

Библиография по духовно-нравственному воспитанию Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, – 431 с. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, – 240 с. Мошкова И.Н. Семейный крест: О семье и воспитании. – М.: Скименъ, – 127 с. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.: Импэто, – 96 с. Платон /Игумнов/, архимандрит. Нравственное богословие. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, – 240 с. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – – 9. – С Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский хронограф, – 480 с. Шестун Георгий, игумен. Православная педагогика. Изд. 4- е, испр. и доп. – М.: Про-Пресс, – 672 с. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, – 176 с.

Общие основы православной педагогики

Православная педагогика как часть общего душепопечения Церкви Цель православной педагогики – содействие преображению человека через обретение Богоугодной спасительной жизни. Основой такой жизни является воцерковление.

Задачи православной педагогики 1) Передача спасительного душеполезного опыта; 2) Утверждение и сохранение церковных традиций в семье, на приходе, в образовательном учреждении; 3) Помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков.

Принципы православной педагогики Христоцентричность Церковность Согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы Православный антропологический подход Иерархичность и послушание Целомудрие Разумно-деятельная любовь Приоритет духовно-нравственного воспитания над обучением Обретение истинной свободы во Христе и служение в ней Богу, Церкви и Отечеству.

Библиография Работы игумена Георгия /Шестуна/

Спасибо за внимание! Ольга Михайловна Потаповская, н.с. Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель ПСТГУ