Новикова Мария Леонидовна Взаимодействие специалистов и семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна младшего школьного возраста Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ткачева Виктория Валентиновна
Актуальность исследования Актуальность исследования обусловлена: малой изученностью детей с СД; недостаточностью научно-методического обеспечения (методических, практико-ориентированных пособий); отсутствием специальных образовательных условий, учитывающих психофизические особенности детей с СД; не сформированностью комплексного подхода к оказанию психолого- педагогической помощи семьям детей с СД на разных возрастных этапах развития ребенка; отсутствием взаимодействия, обмена информацией и преемственности в деятельности специалистов различных служб, оказывающих помощь семьям с детьми с СД; не разработанностью рекомендаций для родителей и других лиц, осуществляющих уход и воспитание детей с СД в семье
Цель исследования теоретическое обоснование и разработка форм и содержания взаимодействия специалистов и семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна младшего школьного
Объект исследования процесс организации взаимодействия семьи ребенка с синдромом Дауна и специалистов, осуществляющих комплекс коррекционно-развивающих мероприятий
Предмет исследования содержание процесса сотрудничества и взаимодействия родителей ребенка с синдромом Дауна со специалистами образовательных учреждений
Задачи исследования изучить литературу, посвященную развитию и обучению детей с синдромом Дауна, диагностике семейных отношений, работе с семьей психологов и педагогов, включения родителей в образовательную и коррекционную работу; сконструировать диагностическую программу, позволяющую выявить особенности развития детей с синдромом Дауна сравнительно с другими учащимися школы 8 VIII вида; составить программу по диагностике семейных отношений;
выявить специфику в процессе обучения детей с синдромом Дауна в сравнении с другими учащимися школы VIII вида в рамках констатирующего эксперимента; выявить особенности семейных отношений в семье ребенка с синдромом Дауна; изучить особенности сотрудничества родителей детей с синдромом Дауна и специалистов; определить формы и методы и разработать содержание взаимодействия специалистов и родителей детей с синдромом Дауна; организовать и провести формирующий эксперимент по апробации разработанной программы; оценить эффективность предложенных рекомендаций.
История развития представлений о синдроме Дауна Джон Лэнгдон Даун 1828 – 1896 Научные труды Д.Л.Дауна: «Наблюдения по этнической классификации умственно отсталых людей» (1866) «Психические заболевания детей и подростков» (1887)
Фундаментальные труды о синдроме Дауна Клеменс Бенда «Монголизм и кретинизм» 1959 Карл Кёниг "Монголизм. Внешний вид и происхождение. Лечение и воспитание монголоидных детей и подростков»
Жером Лежен (1926 – 1994)
История развития представлений о синдроме Дауна В 1959 г. французский врач-генетик Жером Лежен выявил генетическую природу синдрома Дауна, зафиксировав 3-ю хромосому в 21-й паре у ребенка с монголоидностью, дополнив обычное понятие «болезнь Дауна» термином "трисомия по 21-й хромосоме"
История развития представлений о синдроме Дауна В 1965 г. Всемирная организация здравоохранения присвоила данной патологии имя первооткрывателя и ввела в международную классификацию название "синдром Дауна"
История развития представлений о синдроме Дауна В России интерес к изучению монголизма возник на рубеже XIX-XX веков. Первые публикации относятся к 1905 году (Ковалевский П.И.), регулярно появлялись статьи на тему этого заболевания, П.С.Медовиков (1910), Т.Н.Чеботаревская (1913), Е.И.Кащенко (1915), ХХ Рабинович С (1915), А.А.Кисель (1926), Б.Н.Могилевский (1925), Л.М.Российский (1925)
История развития представлений о синдроме Дауна В 1939 г. вышла статья Д.Д.Соколова (Соколов Д.Д. Болезнь Лангдона Дауна \\ Проблемы эндокринологии. 1939, 1), обобщившая опыт русских исследователей по проблемам монголизма.
История развития представлений о синдроме Дауна В 1966 г. в СССР вышла монография "Болезнь Дауна" под редакцией члена- корреспондента Академии медицинских наук, профессора Е.Ф.Давиденковой, которая обобщила предшествующий мировой опыт и внесла новые для того времени представления о клинике и диагностике этого заболевания.
Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю.И. Барашнева. М., Триада-Х, 2007
ГБОУ СКОШ VIII вида 532
Сравнительный анализ особенностей детей с синдромом Дауна с легкой и умеренной умственной отсталостью
Сравнительный анализ особенностей детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости другой этиологии
Сравнительный анализ особенностей детей с синдромом Дауна с умственно отсталыми детьми другой этиологии
Музей «Огни Москвы»
Коррекционная программа
Цели коррекционной работы оптимизация процесса развития ребенка с синдромом Дауна, расширение его представлений об окружающем мире, включение ребенка в общеобразовательную и социальную среду, снижение психической травматизации родителей детей с синдромом Дауна, обретение социумом опыта толерантного общения с детьми с синдромом Дауна и их родителями
Спасибо за внимание!