НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХАБАРОВСКОМ ТЕХНИКУМЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Преподаватель обществоведческих дисциплин КГБОУ СПО «Хабаровский техникум водного транспорта» – Слободчикова Ольга Вениаминовна
ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СУЗЕ? происходит серьёзное изменение целей образования и критериев его эффективности; не качество и не объём усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью обра- зования; осуществляется переход от одинакового для всех содержания к вариативному, дифференцированному, индивидуализированному; наблюдается переход к гуманистическому, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии преподавателей и студентов.
Этапы научно-исследовательской работы студентов На первом этапе преподаватель учит своих воспитанников приёмам самостоятельной работы: добывать знания из различных источников, изучать определённый минимум литературы по избранной теме и нака- пливать нужную инфор- мацию. Он включает студентов в опытно- эксперимента- льную работу, частично развивает методоло- гическую культуру студента.
На втором этапе студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент; анализировать ход поиска решения задач; обрабатывать полученный материал, из которого делать соответствующие выводы.
функции исследователя: функция диагностики; функция уточнения логики и процедуры исследования; функция прогнозирования результатов; функция практического преобразования; функция анализа, обобщения, апробации и изложения результатов.
Логика исследования 1 этап Общее ознакомление с проблемой, обоснование её актуальности, уровня её разработанности, определение объекта и предмета исследования. Формирование общей цели и соотнесённых с ней задач. 2 этап Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского подхода. 3 этапПостроение гипотезы. 4 этапПроведение эксперимента. 5 этапНакопление эмпирического материала. 6 этап Осмысление и оформление результатов исследования. 7 этапВыработка практических рекомендаций.
Закрепление навыков исследовательской работы с помощью тестов, выбрать формулу, передающую сущность понятия «цель»: 1. цель=результат 2 цель=конечный результат 3 цель=желаемый конечный результат 4 цель= предполагаемый конечный результат 5 цель=возможный результат
соотнести термины и формулировки понятий 1.логика А. Понятие, фиксирующее реальное событие или результат деятельности 2. гипотеза Б. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения 3. тема В. Форма организации научного знания, способствующая реализация новой идеи 4. цель Г. Предложение, положение, о котором рассуждают или которое разъясняется 5. проблема Д. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека 6. задача Е. Наука о формах, законах и методах познавательной деятельности 7. идея Ж. Данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразований этих условий 8. фактЗ. Одна из форм человеческого познания, которая возникает в результате попыток разум выйти за пределы чувственного опыта
Показатели определения эффективности работы СНО Наличие занятых студентами призовых мест на внутритехникумовских, городских, краевых конференциях и конкурсах; Наличие публикаций в периодических изданиях; Поощрение студентов за успехи в НИРС.
Условия при организации НИРС Творческий потенциал и личное желание студента участвовать в НИРС; Тематика НИРС является основой для курсовых и квалификационных работ студентов; Поощрение лучших руководителей НИРС.
Таким образом, исследовательская деятельность в обучении прямо зависит от деятельностного начала в профессиональном становлении будущего специалиста. Выпускник, знающий основы научного поиска и умеющий применять их на практике всегда будет востребован на рынке труда, станет высококвалифицированным специалистом и реализуется как личность.