начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Гребёнкина Наталья Валентиновна, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской области г. Тюмень, декабрь 2012 г. Об основных направлениях обеспечения современного качества дошкольного образования
Дошкольное образование Финляндия Детские сады дети могут посещать с 9 мес. до 7 лет Детские сады: муниципальные, частные, семейные Педагоги – с высшим образованием Оплата за детский сад зависит от дохода семьи: от 23 до 260 евро в месяц Инклюзивные формы образования преобладают Россия Детские сады дети могут посещать с 2 мес. до 7 лет Детские сады: муниципальные (государственные), негосударственные Педагоги со средним специальным и высшим образованием Оплата за детский сад: от 481 до 1812 руб. в месяц (в Тюменской области) Инклюзивное образование зарождается
Особенности организации образовательного процесса Финляндия Свобода и доверие педагогам Разновозрастные группы Сотрудничество педагога с ребёнком и его семьёй «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда» – гуляют в любую погоду Главное – обеспечить благополучие ребёнку (ребёнок должен с удовольствием идти в детский сад, ребёнку должно быть интересно и комфортно) Обеспечение безболезненного перехода из детского сада в школу Россия Дифференцированный контроль за деятельностью педагогов Формирование групп по возрасту Преобладание авторитарного стиля взаимодействия Время прогулки – по режиму, зависит от погоды и требований СанПиН Главное – обеспечить освоение образовательной программы Преемственность дошкольного и начального общего образования (преобладает мероприятийный подход) 3
Особенности взаимодействия с детьми и их родителями Финляндия Безусловное принятие уникальности каждого ребёнка Позитивный подход к решению проблем, уверенность в успехе Поощрение малейших достижений ребёнка Первичность и значимость психологического состояния ребёнка Постоянное общение воспитателя с родителями, в т.ч. по электронной почте Своевременная помощь и консультирование Атмосфера взаимного интереса Общая ответственность Россия ? ? ? 4
Мониторинг Финляндия Индивидуальный подход Оценка динамики развития личности Использование данных для дальнейшей работы Равная значимость всех аспектов развития Конфиденциальность, уважение к каждому ребёнку и его родителям Россия Унифицированная система диагностики Оценка результата освоения ООПДО Формальное отношение к результатам мониторинга Сохраняется приоритет интеллектуального развития Открытое обсуждение проблем ребёнка (детей) преобладает 5
Система повышения квалификации педагогов Финляндия Мульти-профессиональное сотрудничество Мотивированность на непрерывное совершенствование мастерства при том же графике прохождения курсовой переподготовки Активно-деятельностные формы освоения образовательных технологий Престиж педагогической профессии, высокий социальный статус педагога в обществе Россия Не реже 1 раза в 5 лет прохождение курсовой переподготовки Слабая мотивация и неэффективное стимулирование профессионального роста Преобладание теоретических форм профессиональной подготовки и перенос их в собственную практику Непрестижность педагогической профессии 6
Приоритеты модернизации дошкольного образования в Тюменской области Гибкая режимная организация Создание атмосферы психологического комфорта Обеспечение оптимального двигательного режима с учётом физиологических потребностей ребёнка Освоение ребёнком различных способов деятельности (занятость детей делом) Решение образовательных задач как в специально моделируемых (играх), так и в реальных жизненных ситуациях Мобильное проектирование образовательной среды (учреждения, группы) совместно с детьми Формирование тьюторской позиции педагога Преодоление излишней заорганизованности детей Повышение психологической компетентности педагогов Индивидуализация образовательного процесса 7