Плетенцова Е.И., зам. директора ИМЦ Красногвардейского р-на СПб ГБС(К)ОУ школа-интернат 1 им. К.К.Грота Педагогический совет «Современный урок в контексте требований ФГОС второго поколения» Ноябрь 2013 Дидактические основы обучения по ФГОС второго поколения
Урок как основа реализации стандарта образования Современный урок должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта – требования к результатам освоения основных образовательных программ
Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) Личностным: - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - сформированность ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, к результатам. Метапредметным: - освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями. Предметным: - опыт предметной деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета - владение ключевыми понятиями, методами и приемами.
ФГОС нового поколения В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания мира составляет цель и основной результат образования; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Планирование урока в зависимости от подхода к обучению Знаниевый (традиционный) подход Что ученик должен усвоить на уроке? Какими предметными знаниями и умениями должен овладеть на уроке? Какие методы, приемы и формы обучения должен использовать учитель? Системно- деятельностный подход Что ученик должен делать на уроке, чтобы усвоить необходимые знания и умения? Какими способами деятельности с учебным материалом он должен овладеть? Какие УУД помогают познать новый материал?
Современный урок в контексте стандарта может быть сам представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы), а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом. Современный урок Форма организации – традиционная Методы и приемы – элементы различных развивающих технологий Форма организации – инновационная Используется КОНКРЕТНАЯ развивающая технология
СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1. Учитель проверяет Д / з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3. Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4. Ученики повторяют, как поняли тему ; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и ( или ) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам : « Тебе – 5, тебе – 3 и т. д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д / з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2. Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что - то сообща Организовывать деятельность: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Модель
технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему ( цель ) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применя - ют новые знания в задачах примене - ния технолог. ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕХОВ технолог. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – предполагаем о чем ? 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, подтексты. 3. После чтения – преобразуем информацию в свое понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что - то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Модель
ЦЕЛИ: от триединой цели урока ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: от «традиционного» линейного урока РЕЗУЛЬТАТЫ: от отметки к оценке к определению целей через деятельность учащихся к самостоятель- ному целеполага- нию линия мотивации линия содержания линия дидактических приемов, методов, стратегий линия организационная линия …… предметные метапредметные личностные К многокомпонентному уроку
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб- контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для учащихся местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки- поводыря в часы обучения самого учащегося. (Приказ МО РФ 1015 от «Об осуществлении порядка организации и осуществления образовательной деятельности…»)