Художественные открытия модернистского искусства ХХ века. Футуризм
Эпиграф урока Слова – хамелеоны, Они живут спеша. У них свои законы, Особая душа. К.Д. Бальмонт
План урока: Лекция учителя «Начало новой эпохи». Беседа и учебный эксперимент «Цветотерапия» Анализ стихотворения В. Хлебникова «Заклятие стихом», 1910 г. Практическое занятие «Анализ стихотворного отрывка» или отзыв- миниатюра Подведение итогов урока
Терминология урока: Футуризм «речетворчество» «заумь» цветомузыка Futurum (лат.) - будущее
Искусство обращается к точным наукам. Например, художник К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по околоземной орбите. В. Кандинский привносит геометрию в живопись. В своей книге «О точке и линии» он пишет: «Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньший эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на картине Микеланджело». Начало новой эпохи
Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1913 г.
Велимир Хлебников гг.
Какова поэтическая концепция «нового искусства»? В. Хлебников выразил её так: «Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества». Поэтическая концепция
Художники – модернисты: Василий Кандинский ( гг.) Казимир Малевич ( гг.) Пабло Пикассо ( гг.)
Поэты – модернисты: Давид Бурлюк Велимир Хлебников Игорь Северянин Владимир Маяковский
смехачи – суффикс как в словах пугач, толмач – «деятель». Всё вместе – «тот, кто смешит». смеянствуют – суффикс как в слове странствуют – «процесс во времени». То есть – «занимаются смехом». смеяльно – (как?) – наречие + глагольный суффикс -л- «воздействие смехом». рассмешищ – суффикс как в слове посмешище – существительное от глагола рассмешить «сам всех смешит». «Заклятие» - заклинание, настоятельная просьба, мольба, призыв. Действительно, мало кто не улыбнётся, прочитав это стихотворение.
Задание для анализа текста: I группа: У каждого из вас есть отрывок из стихотворения поэта-футуриста. Прочитайте, найдите примеры словотворчества. Один неологизм, самый интересный, на ваш взгляд, - объясните. II группа: Напишите отзыв-миниатюру об услышанном в ходе лекции учителя. Выразите ваше отношение к футуризму.
Домашнее задание: Индивидуальные задания – доклады о жизни и творчестве поэтов Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова. Подготовиться к анализу лирического произведения по плану (в тетрадях).