Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам. 8 класс Урок русского языка Учитель Рыбакова Е.Н.
Цели урока - актуализировать и обобщить знания по основным разделам языка на основе комплексной работы с текстом; - актуализировать и обобщить знания по основным разделам языка на основе комплексной работы с текстом; - через разного вида задания повторить теоретический и практический материал по синтаксису, изученному в 8 классе; - через разного вида задания повторить теоретический и практический материал по синтаксису, изученному в 8 классе; - на основе развития монологической речи учащихся совершенствовать коммуникативные умения и навыки; - на основе развития монологической речи учащихся совершенствовать коммуникативные умения и навыки; - на примерах разных видов искусств (литература, музыка) воспитывать чувство прекрасного. - на примерах разных видов искусств (литература, музыка) воспитывать чувство прекрасного.
План урока (2 часа) 1. Определение темы и целей урока. 1. Определение темы и целей урока. 2. Повторение сведений о тексте. 2. Повторение сведений о тексте. 3. Знакомство с текстом В.П.Астафьева. 3. Знакомство с текстом В.П.Астафьева. 4. Смысловой анализ текста (определение темы, идеи текста, стиля и типа речи). 4. Смысловой анализ текста (определение темы, идеи текста, стиля и типа речи). 5. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. 5. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. 6. Повторение изученного по синтаксису в 8 классе. Практические задания. 6. Повторение изученного по синтаксису в 8 классе. Практические задания. 7. Творческая работа. 7. Творческая работа. 8. Определение способов и средств связи предложений в тексте. 8. Определение способов и средств связи предложений в тексте. 9. Работа с образными средствами языка. 9. Работа с образными средствами языка. 10.Домашнее задание. 10.Домашнее задание.
Проблемный вопрос: На что способно истинное произведение искусства? На что способно истинное произведение искусства? Почему надо воспитывать в себе чувство прекрасного? Почему надо воспитывать в себе чувство прекрасного?
Анализ текста Т Е К С Т Т Е К С Т С т и л и р е ч и Т е м а т е к с т а С т и л и р е ч и Т е м а т е к с т а Т и п р е ч и О с н о в н а я м ы с л ь Т и п р е ч и О с н о в н а я м ы с л ь П р о б л е м а П р о б л е м а ( в о п р о с, т р е б у ю щ и й ( в о п р о с, т р е б у ю щ и й и с с л е д о в а н и я ) и с с л е д о в а н и я ) Текст Тема текста Идея, замысел Проблема Стиль речи Тип речи
Речевое оформление Синтаксис (словосочетания, предложения с причастным и деепричастным оборотом, однородными членами, прямой речью, односоставные предложения) Синтаксис (словосочетания, предложения с причастным и деепричастным оборотом, однородными членами, прямой речью, односоставные предложения)
Речевое оформление Способы связи предложений: Способы связи предложений: последовательный последовательный параллельный параллельный Средства связи предложений: Средства связи предложений: Лексический повтор, местоимения, однокоренные слова, наречия, синонимы, союзы и т.д. Лексический повтор, местоимения, однокоренные слова, наречия, синонимы, союзы и т.д.
Астафьев В.П.- известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно- психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Астафьев В.П.- известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно- психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями.