«Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации.
Advertisements

Интегрированный урок литературы и географии. (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Родился 1 мая 1924 года 1931 год – осиротел (мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой 1939 год – попал в детский дом 1942 год – уходит добровольцем.
«По Васюткиным тропинкам» Интегрированный урок литературы и ОБЖ коррекционной школы 5 класс Учитель литературы: Ахметова Э. Р. Учитель ОБЖ: Канаева О.
Может быть, главное очарование почти всех произведений Виктора Петровича Астафьева ( ), работавшего в разных жанрах, от рассказов для детей вроде.
«Васюткинами тропами» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Автор проекта: учитель русского языка и литературы Павлухина Л.А.
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего.
Эпиграфы к уроку: Тайга, кормилица наша, хлипких не любит. В.Астафьев Пути не открываются перед теми, кто не борется. Лу Синь, китайский.
Виктор Петрович Астафьев Пока Астафьев был на земле и в русской литературе, меня не покидало ощущение духовного порядка. Съездить к Астафьеву в Красноярск.
Презентация по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Учитель русского языка и литературы МОУ «Айбечская СОШ» Ибресинского района Егорова М.В.
«С памятью – к памяти» План рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»
Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие.
Васюткиными тропами Синяговская Евгения Гердт Кристина Костенко Степан ученики 5 класса «МОУ» Романовская средняя общеобразовательная школа.
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) Интегрированный урок литературы, природоведения, ОБЖ «Васюткиными тропами» Интегрированный урок литературы,
Главного героя рассказа зовут ________. Он с родителями жил на берегу реки ________. Отец мальчика занимался тем, что _____________. Главный герой снабжал.
900igr.net Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солоновская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Солоновка.
Название проекта: «Маленький Робинзон» Участники проекта: группа учащихся 5 класса Руководитель проекта: Павлухина Людмила Анатольевна.
Творчество В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Тест Творчество В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Тест.
Где происходит действие рассказа «Васюткино озеро»? В Сибири. В тайге. На реке Енисей. Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков? Собирал кедровые орехи.
Транксрипт:

«Васюткиными тропами» (урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Маршрутный лист: Опушка Архивариусов Поляна Лесовиков Просека Юных натуралистов Пригорок загадок Родник Литераторов Берег Успеха

Опушка Архивариусов

(1924 – 2001)

Сибирь – родина В.П. Астафьева

Поляна Лесовиков

Енисей

1)Что изображено на рисунке?

Тоня – улов

Затеси – зарубка, стёс на дереве

Валежина – сухие ветки, упавшие на землю

Васютка бродил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

Заметив в глубине тайги жёлтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: а) речка; б) болото; в) озеро.

Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а) богатейшей флоре и фауне; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.

«Глухарина проклятый…»

«Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы»

Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

«Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской»

Просека Юных натуралистов

Советы идущему в лес: 1.Продумай тщательно маршрут. 2.Не забудь взять компас. 3.Возьми спички для костра. 4.Захвати с собой тёплые вещи. 5.Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы)

Родник Литераторов

Если ты заблудился: Не паникуй, успокойся Прекрати бесполезное движение Осмотри место, где находишься Собери хворост, дрова для костра (на ночь) Разожги костёр, приготовь пищу Подготовь из веток, травы место для ночлега Спокойно ожидай спасателей, родственников

Законы тайги «От затесей далеко не отходи – сгинешь». «Идёшь в лес – бери еду, спички, соль». «Тайга хлипких не любит!»

Тайны Тайги Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла. Заполярная тайга не страшна зверьми. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки. Трава растёт обычно возле больших водоёмов. Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме. У костра заблудившегося скорей заметят. с какой стороны у дерева ветвей больше – там юг. Вызвездило – к холоду.

«Да, не удивляйтесь и не думайте. Что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё в нашей стране безымянных озёр и речек». «Рыбаки из бригады Шадрина совсе было приуныли. Частые осенние дожди впучили реку. Вода в ней поднялась и рыба стала плохо ловитья.»

Экспозиция - подготавливает восприятие читателя, помещается в начале произведения.

«Весело насвистывая шёл он по тайге, следил за пометами на деревьях и думал о том. Что наверно, всякая таёжная дорога начинается с затесей.»

Завязка - это событие, которое является началом действия.

Развитие действий

1) «Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть.»

1) Потеря затесей

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: «Ладно, не робей.»

2) Страх и отчаяние героя

3) Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит!» И он стал припоминать всё, чему его учили…..

3) Действия по спасению.

4) «Неужели впереди Енисей?»

4) Выход к реке

Под утро он уловил равномерно повторяющиеся звуки: бут-бут…Из предрассветной мглы всплыл высокий неуклюжий силуэт бота.» От бота отошла шлюпка. Васютку вытащили на берег.

Кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении

И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем.» Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а бригада рыбаков за ним.

Развязка – это завершающая часть развития действия (Васютка дома! Путь к озеру и его освоение)

Эпилог – это заключение, сделанное автором после изложения повествования Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Композиционный план рассказа «Васюткино озеро» Экспозиция. 1.Рассуждение об озерах и их названиях. 2.Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. 1.Страх и отчаяние Васютки. 2.Решительные действия по своему спасению. 3.Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. 1.Васютка дома. 2.Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Узнайте по эпитетам, о чём речь? неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый

Небольшое, унылое, подёрнутое ряской

Молочный, клейкий, неподвижный

Далёкие, таинственные, мерцающие

Берег Успеха Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?

Выводы: 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!

Домашнее задание: 1) Написать письмо Васютке; 2)Подготовить иллюстрации к одному из событий, произошедших с героем в тайге!

Спасибо за урок! До новых встреч!!!