«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание психологических условий для развития личности учащихся, успешного освоения основной образовательной программы.
Учет возрастных, личностных и индивидуальных особенностей Психологическая безопасность среды Позитивность среды Поддержка мотивации Психологическое здоровье школьника Социализирующая способность среды Развивающая роль среды Насыщенность среды
Задачи психолого – педагогического сопровождения введения ФГОС ООО проведение систематических входных, промежуточных и итоговых мониторингов психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении; - обеспечение равных возможностей для получения образования всеми детьми, в том числе детьми, которым требуются специальные условия обучения и воспитания.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: 1. Диагностика универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных ) 2. Полипрофессиональное взаимодействие в разработке программ формирования универсальных учебных действий. 3. Взаимодействие с педагогами по вопросам построения индивидуальной траектории развития учащихся. 4. Консультирование педагогов по вопросам формирования образовательных компетенций
Диагностическое сопровождение Мониторинг Срезовая диагностика Углубленная индивидуальная диагностика
Мониторинг Обеспечивает представление о динамике развития и используется для принятия управленческих решений
Мониторинг Интеллект Психологическая безопасность школьной среды Коммуникация Комфортность МотивацияСамооценка Уровень притязаний Эмоциональная сфера
Психологическая безопасность и комфортность школьной среды наличие перегрузок у школьников: физических, эмоциональных, интеллектуальных; адекватность стрессовых нагрузок; особенности педагогической коммуникации
Интеллект МЭДИС комплект Лубовского ГИТ
Эмоциональная сфера - «Домики» Орехова -«Диагностика тревожности Филипса»
Мотивация методика М.Р. Гинзбурга модификация Калининой Н. В., Лукьяновой М. И.
Самооценка «Лесенка» Щур «Линейка» Дембо – Рубинштейн (модификация Прихожан)
Уровень притязаний методика «Конверты»
Коммуникация - социометрия
Срезовая диагностика Диагностика необходимая для подтверждения данных полученных в результате мониторинга
Углубленная диагностика Осуществляется по запросу педагогов и родителей
При анализе этапов уроков психологом анализируются следующие характеристики: 1.Взаимодействие в классе «учитель – ученик» ( стиль, формы, педагогические и психологические приемы взаимодействия). 2.Развитие творческих и деятельностных способностей, познавательная активность учащихся, особенности преодоления затруднения на уроке. 3.Психологическая комфортность ( эмоциональный фон, мотивация, тревожность, динамика психофизиологического состояния). 4.Особенности урока ( позитивные моменты, проблемные зоны – для составления рекомендаций).
Основные наблюдаемые параметры при анализе урока Класс Взаимодействие с учителем Актуальное эмоциональное состояние Самооценка Тревожность Особенности внимания, работоспособности Мотивация Познавательные процессы Творческая активность
Стол учителя - Поднимает руку + - Ответ на уроке ! - Отвлекается, занимается посторонними делами - «отсутствует» на уроке, нет включения в деятельность - Эмоциональная готовность к уроку - Эмоционально не готов к уроку - Тревожность -Утомляемость -Ребенок «левша» -Перевозбуждение -Слушает внимательно учителя, выполняет все задания четко, в ритме класса, но не проявляет активности (не понимает руку, не отвечает) Л х Условные обозначения деятельности учащихся на уроке: План посадки учащихся в классе Протокол наблюдения на уроке
Психологические риски участников образовательного процесса при переходе на новые образовательные стандарты
Агрессивность Гиперактивность Тревожность, страхи Аутичные проявления Нарушения школьной мотивации Акцентуации характера Медлительность, левши Нарушения ДРО Одаренность Поведение на уроке
Дата Содержание индивидуальной работы с обучающимся 1 четверть Комплекс упражнений на снятие тревожности, агрессии, повышение учебной мотивации (повторение в течение четверти) Тренинги на формирование коммуникативных навыков (повторение в течение четверти) 2 четвертьПовторный мониторинг Диагностика на выяснение проблемы родительско-детских отношений Упражнения на формирование самостоятельности (повторение в течение четверти). 3 четверть Комплекс упражнений на снятие тревожности, агрессии, повышение учебной мотивации (повторение в течение четверти) Тренинги на формирование коммуникативных навыков (повторение в течение четверти) Упражнения на формирование самостоятельности (повторение в течение четверти). 4 четвертьКонтрольный мониторинг. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМСЯ.
Высокая занятость Низкая мотивация Нарушения детско-родительских отношений Воспитание детей с нарушениями Работа со специалистами-психологами вне школы Работа со специалистами-психологами вне школы Консультантации дефектологов, врачей Консультантации дефектологов, врачей Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с педагогами Психологические риски родителей при введении ФГОС
Дата Содержание индивидуальной работы с родителями обучающегося 1 четверть Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы. Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей. 2 четверть Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга. Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско- детских отношений. 3 четверть Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы. 4 четвертьЗнакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. Выявление положительной тенденции в проделанной работе. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Психологические риски педагогов при введении ФГОС Стресс - состояние психического и физического напряжения, необходимое для преодоления или приспособления в ситуации повышенных нагрузок особенность профессии (контроль, удержание эмоций, ответственность) нарушение эмоционально-волевой регуляции (внутренний конфликт между могу и должен) перенапряжение вследствие внутренних и внешних факторов недостаточная уверенность в профессии недостаточная гибкость и творческие способности
Мониторинг Интеллект Мотивация Самооценка Уровень притязаний Эмоциональная сфера