MИО в ГЭФ Нирадж Неги Отдел оценки ГЭФ Семинар ГЭФ для стран-членов Восточная Европа Киев, март 2011 г.
Управление, основанное на результатах (УОР), и мониторинг и оценка (МИО) в рамках ГЭФ-5 Политика в отношении МИО в рамках ГЭФ-5 МИО: минимальные требования Участие операционных координаторов в МИО Вопросы об оценкe в рамках национальных самооценок возможностей (NCSA) Планирование оценок в рамках ГЭФ-5 2
3 Управление, основанное на результатах– определение целей и задач, мониторинг, обучение и принятие решений Оценка проверка УОР в реальных условиях УОР, особенно мониторинг, показывает, находится ли организация на правильном пути Результаты оценки могут показать, следует ли организация правильным курсом
Две главные цели: Обеспечить подотчетность за достижение целей ГЭФ, оценивая результаты, эффективность, процедуры, и результативность партнеров, участвующих в деятельности ГЭФ. Содействовать обучению, обратной связи, и распространению знаний о результатах и уроках, усвоенных ГЭФ и партнерами в качестве основы для принятия решений относительно мер политики, стратегий, управления программами и проектами; а также для пополнения знаний и повышения эффективности деятельности. 4
Упоминание об управлении, основанном на результатах (УОР), применительно к деятельности ГЭФ Повышение внимания к обмену знаниями и обучению Четкое определение ролей и обязанностей Повышение роли операционных координаторов ГЭФ в МИО Включение программ и совместно реализуемых проектов Исходные данные для МИО определяются и утверждаются Директором Новое минимальное требование: участие операционных координаторов ГЭФ в МИО на уровне программ и проектов 5
Операционный уровень (снизу вверх) Институциональный уровень (сверху вниз) Задачи проектов Цели в конкретных областях Стратегические цели ГЭФ Задачи в конкретных областях Результаты в плане ГЭФ Результаты Итоги 6
Разработка проекта и программыРеализацияОценка Система результатов План МИО Управление, мониторинг и обучение Мониторинг прогресса; при необходимости, в середине процесса вносятся коррективы Окончательная оценка Усвоенные уроки Усвоенные уроки, оптимальная практика Источник: World Banks Results Focus in Country Assistance Strategies, July 2005, p. 13 7
МИО способствует накоплению знаний и совершенствованию организации Выводы и уроки должны быть доступными целевым аудиториям, быть доходчивыми и понятными Отчеты о проведенной оценке должны динамично распространяться Обмен знаниями позволяет партнерам делиться уроками, усвоенными в процессе практической деятельности Цель обмена знаниями в деятельности ГЭФ: Содействие формированию культуры обучения Применение усвоенных уроков Мнения и замечания по поводу новых мероприятий 8 Управление знаниями это процесс повышения эффективности путем обучения
9
O бщий анализ деятельности ГЭФ Оценка проектов, программ, групп программ в стране; тематическая оценка, оценка, оценка влияния, оценка деятельности Oбзор программ, портфельный обзор, годовые отчеты по реализации проектов и программ, годовые инструменты по мониторингу, срединные обзоры Индикаторы проектов, мониторинг, сбор данных, предоставление информации 10 Oтдел по оценке ГЭФ Oтдел по оценке ГЭФ, партнеры по оценке Секретариа т ГЭФ, агентства ГЭФ Страны- партнеры, НГО, частный сектор, сообшества Совет Благоприятные условия Надзор Политика МИО STAP Консультации
По всем отчетам об оценках и об эффективности работы, представляемым Совету ГЭФ директором ГЭФ, требуется реакция руководства Принимая свои решения, Совет ГЭФ учитывает как результаты оценки, так и мнение руководства Директор ГЭФ ежегодно отчитывается за исполнение решений (отчет о мерах, принятых руководством) В случае оценки портфелей проектов, реализуемых в странах, страны имеют возможность высказать свое мнение Совету 11
Разработка планов МИО Конкретный план МИО с полной сметой расходов должен быть утвержден директором по FSP и MSP Показатели SMART (самомониторинг, анализ и отчетность) Проекты должны быть согласованы с результатами деятельности ГЭФ в конкретных областях Исходные данные для МИО утверждаются директором Промежуточные обзоры (если таковые необходимы или предусмотрены) и окончательные оценки включаются в план Организационная структура и бюджет МИО 12
Реализация планов МИО Мониторинг/надзор за реализацией проекта включает реализацию плана МИО: Показатели SMART по процессу/реализации Показатели SMART по результатам Базовые параметры проекта полностью сформулированы и данные составлены для оценки прогресса Организационная структура МИО приступила к деятельности, а средства расходуются по плану 13
Оценка проектов/программ: Полномасштабные проекты и программы оцениваются в конце периода реализации Требования, предъявляемые к оценке: Проводится независимо от руководства проектом или резултаты проверяются Отделом оценки ГЭФ Применяются нормы и стандарты оценки, установленные агентством ГЭФ Оцениваются, как минимум, результаты и итоги, вероятность и устойчивость, соответствие минимальным требованиям 1 и 2, предъявляемым к МИО Содержат: данные о самой оценке (в том числе ТЗ), основные данные по проекту, усвоенные уроки Должны представляться директору ГЭФ в течение 12 месяцев с момента завершения проекта/программы Принципы оценки MSP/EAs будут разработаны 14
Участие операционных подразделений В планах МИО должно быть указано, каким образом в этом процессе участвуют операционные подразделения Операционные подразделения ставятся в известность о МИО, в том числе о среднесрочных обзорах и заключительных оценках, получают проекты отчетов для комментариев и окончательные варианты отчетов Операционным подразделениям предлагается принимать участие в решениях, принимаемых руководством по результатам оценок (если это применимо) Агентства ГЭФ следят за применением этого требования в своих финансируемых проектах и программах 15
Отслеживание деятельности ГЭФ на уровне стран. Информирование заинтересованных сторон насчет планов и проведение с ними консультаций по поводу планов, их реализации и результатов деятельности ГЭФ в стране. Распространение информации о МИО, поощрение использования рекомендаций, основанных на результатах оценки, и усвоенных уроков. Оказание содействие Отделу оценки, являющемуся подразделением, первым налаживающим контакт со страной: определить, кто является заинтересованными сторонами, координировать совещания, помогать в составлении повестки дня решении вопросов, координировать меры, принимаемые странами по результатам оценок. 16
ГЭФ-5: многоотраслевая стратегия развития: Пятый компонент: расширение возможностей для мониторинга и оценки экологических последствий и тенденций Это должно считаться приоритетом в процессе разработки плана действий по наращиванию потенциала План действий по наращиванию потенциала должен составляться как среднесрочный проект, либо быть интегрированным в более широкую программу, которая будет разрабатываться как MSP или FSP – если в рамках MSP финансирование должно осуществляться в пропорции 1:1 Можно рассмотреть возможность налаживания партнерских отношений с другими странами региона Финансирование за счет $44 млн, зарезервированных на развитие 17
18 Консолидация и совершенствование четырех разновидностей оценки: Оценки страновых портфелей: не более 15 на стадии ГЭФ-5 Оценки результатов: международные воды, изменение климата и другие главные области деятельности Оценки эффективности: продолжение работы над годовым отчетом и проведение независимых оценок Тематические оценки: отраслевые стратегии и их совершенствование Эти разновидности оценки и их результаты позволят своевременно провести пятый Обзор общей эффективности (OPS5), причем потребуется меньше дополнительной работы, чем при подготовке четвертого обзора
Проверкy и оценкy результатов и прогресса с точки зрения достижения поставленных целей Охват процесса реформ: проектный цикл ГЭФ и методы, прямой доступ, СПРР, параграф 28 Усиление внимания к ГЭФ как к катализатору Тенденции в структуре собственности и инициативность страны Тенденции в плане глобальных экологических проблем и значение ГЭФ для реализации конвенций Более углубленную оценкy стратегий в главных областях деятельности, в том числе в отношении устойчивого управления лесными ресурсами Лучшее осмысление более долгосрочного значения ГЭФ 19
Содействие проведению самооценок национальных возможностей (NCSA) было одним из подходов к реализации стратегии наращивания потенциала ГЭФ и руководству деятельностью ГЭФ в соответствии с конвенциями ООН Цель NCSA – определить приоритеты на уровне страны и потребности в наращивании потенциала для решения глобальных экологических проблем, применения глобального и долгосрочного подхода к деятельности, осуществляемой по инициативе и силами самой страны По состоянию на август 2010: 153 NCSA утверждены ($28.7 миллиона), 119 завершены (ПРООН: 76%; ЮНЭП: 23%; Всемирный банк: 1%) В 23 случаях утверждены вторые стадии реализации рекомендаций NCSAs (еще больше в рамках ГЭФ-5) Программа глобального содействия NCSA (завершена) Оценка на стадии подготовки, отчет должен быть представлен Совету ГЭФ в ноябре 2011 года 20
Вопросы, которые будут решаться в ходе оценки NCSA и которые можно обсудить с нами во время наших встреч: Насколько актуальной оказались NCSAs для потребностей и приоритетов вашей страны? Способствовали ли они реализации конвенций? В чем заключался процесс подготовки NCSA? Кто в нем участвовал? В чем заключаются главные достижения и результаты NCSA? Улучшилась ли ситуация в плане наращивания потенциала во время осуществления NCSA? Есть ли конкретные примеры? Насколько стабилен увеличенный потенциал? Есть ли конкретные примеры Какие еще вопросы можно обсудить? 21
Спасибо! Обсуждение Вопросы и ответы по поводу новой политики в отношении МИО Комментарии по вопросам, которые будут обсуждены в ходе оценки NCSA? Можно ли обсудить какие-либо еще вопросы?