Рыхлова Н. Н.
Урок, основная форма учебного процесса в советской школе. Организационно У. характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе ( кабинете ) и при коллективной форме обучения.
это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ.
конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта ( пространственно - графическую или знаково - символическую ); преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию ( умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения ) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Ход познания – « от учеников ». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Преобразующий характер деятельности обучающихся : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
Коллективный поиск, направляемый учителем ( вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания ). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Шалва Амонашвили : « Урок это когда ребёнок набирает света »
8 Время Что делает учитель ? Что делают ученики ? спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает … записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы … С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Позиции Традиционная деятельностьДеятельность учителя, работающего по новому Стандарту Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник При подготовке использует методические рекомендации, учебник, internet- ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%- говорение учителя ) Объяснение занимает 20-30% урока ; закрепление 5-10% урока ; самостоятельная деятельность учащихся 60-70% урока Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по : - поиску, обработке информации ; -обобщению способов деятельности ; -постановке учебной задачи … Деятельность учащихся определяется через формулирова ние заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни … 93% - репродуктивные задания ; 7% - исследуй ( чаще для сильных учащихся ) Проанализируйте, докажите ( объясните ), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите ( сделайте вывод ), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте … 9
Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела. Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце : « Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся ». Спасибо.
Принцип открытости - предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.
Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.
Приоритет индивидуальности - создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.
Нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.