«Технологическая карта урока как новый вариант проектирования результата обучения»
Технологическая карта урока НОВЫЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ( способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам)
Шаг 5 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 7 Шаг 4 Шаг 8 Шаг 1 Шаг 6 § определить тему и цель урока - определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок (ретроспектива) -обозначить ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем ( перспектива). Спрогнозировать итог (результат) урока Соотнести задачу каждого этапа с планируем результатом данного этапа Подбор заданий, которые содержат способ деятельности и уровень владения им Продумать дидактическое обеспечение урока: учебные тексты, учебные вопросы, учебные задания (ЭТАПЫ УРОКА) Определить содержание деятельности учащихся(с учетом смены видов деятельности учащихся) Продумать методическое (технологическое) обеспечение урока Продумать систему диагностики (мониторинг Предметных знаний И УУД) Продумать задания на дом в логике дифференцированного подхода (от степени усвоения материала, от склонностей и т.п.)
Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой. минэтапцельтребованиярекомендации 11-2 мин организацион ный этап Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
25-6 мин этап актуализация опорных знаний готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. (чаще всего через фиксацию коллективного или индивидуального затруднения) 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
32-3 мин этап целеполагания (этап постановки учебной проблемы) Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока
мин этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов)
54-5 мин этап первичного закрепления Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы.
64-5 мин этап самостоятельн ой работы Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
74-5 мин этап повторениявключение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.
82-3 мин этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания), самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Технологическая карта урока. Урок __________ Тема ____________ Цель ____________ Задачи: Обучающие__________ Развивающие ________ Воспитывающие_______
п/ п Название этапа Задача этапа Деятельнос ть учителя Деятельно сть ученика Результат этапа 1-2 мин Организацио нный этап Мотивация уч-ся к учебной деятельности через…(посре дством…) Проявление интереса к материалу изучения. Представлен ие собственног о опыта, высказыван ие собственных мыслей. Включение в учебный процесс.
5-6 мин Актуализац ия опорных знаний Организует повторение знаний, закрепление умений Демонстрируют знаний, умения Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности 2-3 мин Целеполаган ия Создает ситуацию познавательн ых противоречий. Выделяет соподчиненн ость целей. Определяет их объем. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствован ия. появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
мин Откры тие нового знания Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Анализирую т проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно- познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
4-5 мин Первично е закреплен ие Организует самостоятел ьную, практическу ю работу, организует работу в паре, группе Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
4-5 мин Самостоят ельная работа Создает ситуацию в которой необходимо проследить зависимость между меняющимис я условиями и соответствую щими результатами действия. Организация ситуации выбора в соответствии с возможностя ми, вариантность. Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Самооценка. Выбор заданий соответствующего уровня. Предметная. Умение ориентироваться в содержании предмета. Информационная. Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативная. Освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Социальная. Уточнение собственных возможностей и ограничений.
4-5 мин Повторе ние Организовать действие по обобщению: -анализ признаков объекта; -выделение главных признаков; -объединение словом или предложением; -оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Предметная диагностика Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое. Высказывать суждения по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
2-3 мин Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Соотнес ение цели урока и результа та Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. анализирует деятельность по достижению цели Рефлексия способности организовыва ть собственную деятельность. Прогнозирова ние.
Успехов в работе!