Планирование урока –основа научной организации педагогического труда Школьный семинар 2010
Цель: Повышение профессиональной компетентности учителя посредством актуализации знаний в вопросах поурочного планирования
Задачи: Обосновать необходимость тщательного планирования урока в соответствии с новыми требованиями педагогической науки Выявить психолого-педагогические требования к разработке поурочного планирования Отработать алгоритм действий учителя при составлении плана урока
Теория вопроса План – (лат. Planum – плоскость) замысел, проект, задание, осуществление которых требует выполнения ряда действий, мероприятий, объединённых общей целью. Д.Н.Ушаков
Учебное планирование В учебном процессе мы разрабатываем тактику и стратегию нашей деятельности. Стратегия – долгосрочный план. Он предназначен для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Он позволяет увидеть перспективу в работе.
Виды планирования Подготовка к уроку и преподаванию в целом как и всякая разумная деятельность начинается с планирования. Различают четыре вида планирования, результатом каждого из которых является соответствующий план. 1. Учебный план образовательного учреждения и учебная программа 2. Тематический план 3. Календарно-тематический план 4. Поурочный план
Поурочное планирование План урока – это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока.(Оперативный = тактический план) Он позволяет последовательно и полно воплотить задуманное на каждом конкретном уроке, ориентироваться во времени, может служить основой для последующей работы. (с.15)
ВАРИАНТЫ ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА Деятельность Этапы урока УчителяУчеников Время Действия учителя Действия учащихся ДоскаЭкранКомпьютер
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО Г.И.САРАНЦЕВУ Основное содержание учебного материала Деятельность учителя учащихся Постановка цели урока Формулирует сформулировать понятие усвоить Актуализация знаний и умений Выполнение упражнения Предъявляет упражнение Фиксируют упражнение в своих тетрадях. Вопросы для обсуждения Управляет посредством вопросов деятельностью учащихся. Наблюдает за работой учащихся. Осуществляет мотивацию. Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают ответы товарищей. Оформляют результаты упражнения. Фиксируют новые понятия и суждения. Формирование понятия Выполнение упражнения Предъявляет учащимся условия упражнений. Наблюдает за работой учащихся. Самостоятельно выполняют упражнения. Обсуждают результаты выполнения упражнения и т.д.
Рекомендации для подготовки плана-конспекта урока Начало подготовки к уроку: Четко определить и сформулировать тему Определить место темы в учебном курсе Изучить программы и методические пособия, школьный учебник Определить ведущие понятия,на которые опирается данный урок и ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем и межпредметные связи Выделить опорный материал, который каждый ученик должен понять и запомнить Сформулировать для себя и учащихся целевую установку урок Определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока
Подбор учебного материал Подобрать учебные задания и упорядочить их по принципу от простого к сложному Составить три набора заданий для: 1. воспроизведения 2. осмысления 3. закрепления материала учеником
Продумать « изюминку» урока То, что вызовет удивление, изумление, восторг: неизвестные факты, неожиданные открытия, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному
Сгруппировать отобранный учебный материал Продумать последовательность работы Смену видов деятельности учащихся Найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие
Планирование контроля Спланировать объём и формы самостоятельной работы Продумать содержание и виды контроля и то, как будут использованы его результаты Составить список учащихся, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учётом уровней их сформированности Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам Продумать индивидуальный подход к разным ученикам и как ликвидировать пробелы в их знаниях, предупредить ошибки
Оборудование урока Составить список необходимых наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски( чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта Подумать работу учащихся на доске и в тетрадях
Домашнее задание Определить: содержание, объём, форму домашнего задания, Способ его преподнесения учащимся, Рекомендации по выполнению
Домашние задания могут быть: Устные и письменные Репродуктивные, конструктивные и творческие Обязательные и по желанию Общие, дифференцированные и индивидуальные Регламентированные и без установленного срока выполнения Комбинированные
Подведение итогов урока Ознакомление учащихся с обобщающими выводами и идеями
Пожелания: Полезно иметь запасные варианты на случай несовпадения реального хода урока с запланированным План не должен превращаться в догму. Поведение учителя и учащихся не должно быть сковано жёсткой схемой и настойчивым стремлением сделать всё по плану
требования, СОБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА ТРЕБОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕВРЕМЕНИУРОКА
Закреплениезнаний, умений и навыков на практике на практикеЗакреплениезнаний, умений и навыков на практике на практике Применение знаний, умений и навыков на практике Применение знаний, умений и навыков на практике
Структура урока Это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность. Это дидактически обусловленная взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.
Основные элементы (этапы) современного урока Организационный момент Проверка домашнего задания Введение нового материала Закрепление нового материала Контроль за результатом учебной деятельности Задание на дом Подведение итогов урока
Традиционный урок Позволяет многократно повторить учебный материал, что способствует его запоминанию и развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспечивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности
ТИПЫ УРОКОВ КОМБИНИРОВАННЫЙ Имеет разнообразную структуру и обладает в связи с этим рядом достоинств: обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессомобеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом возможность реализации индивидуального подхода в обучениивозможность реализации индивидуального подхода в обучении накопление отметокнакопление отметок СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ Урок, направлен на решение определённой дидактической задачи: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛАИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВТОРЕНИЯПОВТОРЕНИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Формы проведения урока: Лекция Экскурсия Рассказ Деловая–ролевая игра Семинар Практикум Защита проектов Урок путешествие Диспут Конференция Викторина и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ