Анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Поединок Столкновение Дуэль Диалог – особенность композиции романа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировоззрение отцов и детей Анализ споров Павла Петровича и базарова.
Advertisements

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» « Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. Идеологический конфликт в романе ».
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Опорный конспект. "Два поединка" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Выполнила: Стренадко Елена Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ ВСШ 2 г. Советская Гавань.
Словарная работа: Роман – (от франц. – roman – повествование, первоначально произведение на романских языках) – крупное эпическое произведение со сложным.
Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов» Основные задачи: дать характеристику участникам.
В. Г. Белинский о Базарове. Тема проекта: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Был ли Евгений Базаров нигилистом? (исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов» Основные задачи: дать характеристику участникам.
Презентация к уроку литературы (10 класс) по теме: Базаров-нигилист
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Материал к уроку разработан учителем МОУ гимназии 32 Кроновой Л.А.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» Шаульская Евгения Леонидовна Учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория) МОУ Желтинская СОШ.
Транксрипт:

Анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Поединок Столкновение Дуэль Диалог – особенность композиции романа

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам. ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26) ( Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

Сравнительная характеристика героев 1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2. Что общего между героями: в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни); в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.); в социальном (материальном, профессиональном) плане; в отношении с окружающими людьми. 3. Что отличает двух героев. 4. Для чего автор сравнивает этих героев. 5. Отношение автора к героям. 6. Ваше отношение к данным персонажам.

Е.БазаровП.П. Кирсанов 1. Происхождение, социальная принадлежность 2. Портрет 3. Речь 4. Философские, общественно- политические взгляды, нравственная позиция 5. Отношение к любви 6. Образ жизни, интересы 7. Отношение друг к другу

Кирсанов Павел Петрович Базаров Евгений Васильевич

И.С.Тургенев Роман «Отцы и дети» Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова.

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие - «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм. В.В.Воровский

Базаро в Кирсан ов П.П. дворянство Деятельност ь нигилистов народ искусство Отрицает все нигилис т Старые либеральн ые взгляды

Линии спораПозиция КирсановаП.П. Позиция Е.Базарова Кто прав? Об отношении к дворянству О принципе деятельност и нигилистов Об отношении к народу О взглядах на искусство

Какие бы вы задали вопросы участникам спора? Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение? Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций? Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Линии спораВзгляды Павла ПетровичаВзгляды Базарова. Об отношении к дворянству Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – « Старая песня », многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание ( « сидят сложа руки » ). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

О принципе деятельности нигилистов Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение « всего » в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова « ВСЕ ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

Об отношении к народу Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа « либерализм », « прогресс ». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

О взглядах на искусство Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости ». Отрицает и старое и новое искусство: « Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его ».

Синквейн (пять строк) 1 строка – слово (сущ.) Понятие, о котором идёт речь. 2 строка –три определения к этому слову (прил., прич.). 3 строка – три глагола 4 строка – ключевая фраза 5 строка – одно слово – вывод.