Урок в 10 классе Малевановой Ю.А.
Технический слайд: Тематика предыдущего урока: Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»; Далее: Смысл финала романа. Обучение анализу эпизода: «Сцена болезни и смерти Базарова». В качестве домашнего задания было задано: теория литературы: повторить роль пейзажа в художественном произведении; работа с текстом (по группам): найти описания природы в романе «Отцы и дети», иллюстрирующие одну из функций пейзажа (1-пейзаж как фон, на котором происходит действие; 2-пейзаж как форма психологической характеристики персонажей; 3-пейзаж как средство характеристики социальных условий жизни; 4-пейзаж как источник философских рассуждений автора).
Цели урока: образовательная: углубление понятия о пейзаже в литературном произведении и его функциях; закрепить умения и навыки работы с художественным текстом в рамках определенной темы с опорой на знание произведения в целом; развивающая: развивать умение выражать свои мысли, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки; продолжать работу по развитию культуры речи школьников; воспитательная: развитие эстетического вкуса учащихся.
Методы: Объяснительно-иллюстративный метод; Эвристический (беседа, анализ эпизода и др.).
Оборудование: текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», мультимедийная презентация.
«В изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы… Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттесняя их, становясь участником данной нравственно- психологической коллизии или ситуации…» С. Петров.
Слово учителя: С самого начала своего творчества, начиная с «Записок охотника», И.С.Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда «не случайны» в тексте произведения. Сегодня на уроке мы взглянем на роман И.С. Тургенева немного в другом ракурсе. Увидим, как проявляется мастерство писателя в пейзажных описаниях и какую роль играют они в общей структуре произведения. Ответ, конечно же, мы найдем в самом тексте.
Что такое пейзаж в литературе? Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: Пейзаж - рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. И более объёмное толкование. Литература в таблицах и схемах М. Мещеряковой: Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, пейзаж бывает сельский, городской индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое небесное).
Общая схема. Пейзаж (художественная деталь): Лирический пейзаж (не связан напрямую с развитием сюжета). Собственно лирический (выражение чувств автора). Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций). Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приемов и ритмизированной прозы. Создает атмосферу, настроение. Пейзаж, необходимый для развития действия. Сопровождает развитие внешних событий. Играет роль в духовной жизни персонажей. Описание: -героем; -автором. Пейзаж «самоценный».Исследовательский подход «натуральной школы». Экзотический пейзаж романтиков. Информативно- познавательная функция. Создание иллюзии достоверности, реальности. Вымышленный (фантастический) пейзаж в контексте реалистического произведения. Создание вымышленного художественного мира. Сны и иллюзии персонажей. М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский. Ф.М. Достоевский. Пейзаж-символПоднятая целина в романе «Поднятая целина» М.А. Шолохова и др.
Функции пейзажа в романе «Отцы и дети». I функция (1 группа): пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия. 1. Картина весенней природы (гл. III). 2. Картина жаркого летнего дня (гл. XXI). 3. Картина летнего утра (гл. XXIV). 4. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV). 5. Январский день в Марьине (гл. XXVIII). Краткий анализ сцен.
II функция (2 группа): пейзаж является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей. 1. Картина наступающего вечера и душевное состояние Николая Петровича (гл. XI). 2. Картина летней ночи и объяснение Базарова с Одинцовой (гл. XVII). 3. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV). 4. Последнее свидание Базарова с Одинцовой в Никольском (гл. XXVI). 5. Образ леса в сновидении Базарова и в бреду (гл. XXIV, XXVII). Краткий анализ сцен.
III функция (3 группа): пейзаж служит средством характеристики социальных условий жизни. 1. Места, по которым они проезжали... (гл. III). 2. Усадьба Одинцовой (гл. XVI). Краткий анализ сцен.
IV функция (4 группа): пейзаж является источником философских рассуждений писателя. 1. Описание сельского кладбища (гл. XXVIII). Краткий анализ сцены.
Итоги урока: Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа?
Домашнее задание: работа с текстом: перечитать сцену болезни и смерти Евгения Базарова. Подумайте, какой смысл вкладывает в это И.С. Тургенев? Согласны ли вы с таким окончанием произведения и ожидали ли это?