Введение в комбинаторику Введение в комбинаторику Комбинаторика является древнейшей и, возможно, ключевой ветвью математики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элементы статистики и вероятность. Алгебра. 7-9 класс. Автор: Рыженко Е.В. МОУ « СОШ 64» г. Астрахань.
Advertisements

Подготовила Ученица 9 класса МОУ-СОШ с. Фурманово Дамёткина Лена.
Элементы комбинаторики. Задача 1. Три друга – Антон, Борис и Виктор – приобрели два билета на футбольный матч. Сколько существует различных вариантов.
ТЕМА УРОКА: «ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ» (ПРАКТИКУМ) Цели: Повторить основные понятия комбинаторикиосновные понятия Сформировать умения решать различные виды.
Перестановки. Задача 1. Антону, Борису и Виктору повезло, и они купили 3 билета на футбол на 1,2 и 3-е места первого ряда стадиона. Сколькими способами.
ГОУ средняя общеобразовательная школа 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского административного района г. Санкт- Петербурга.
Размещения Задача 1. Три друга – Антон, Борис и Виктор – приобрели два билета на футбольный матч на 1-е и 2-е места первого ряда стадиона. Сколько у друзей.
Тема урока: «Решение комбинаторных задач с помощью графов»
Вопросы к уроку. Что такое комбинаторика? Что такое граф? Какие задачи относятся к комбинаторным? Как решаются комбинаторные задачи с помощью графов?
Элементы комбинаторики. Перестановки. Перестановки.
Средняя школа 46 ШЕСТЬ УРОКОВ ПО КОМБИНАТОРИКЕ В 7-м КЛАССЕ Белгород 2005 Тарасова А.М.
Графами называют геометрические фигуры, состоящие из точек (их называют вершинами) и соединяющих их линий (их называют рёбрами) С помощью вершин изображают.
Комбинаторные задачи Демонстрационный материал 5 класс Все права защищены. Copyright(c) Copyright(c)
Различные комбинации из трех элементов. А-7. Три друга, Антон, Борис и Виктор, приобрели два билета на футбольный матч. Сколько существует различных вариантов.
Элементы комбинаторики Размещения. Задача 1. Сколькими способами 9 человек могут встать в очередь в театральную кассу? Решение: P 9 = 9! = 9·8·7·6·5·4·3·2·1.
LOGO Элементы комбинаторики..
Голодникова Алевтина Александровна – преподаватель математики ГБ ПОУ «Экономический колледж» г.Санкт-Петербурга.
Сочетания Задача 1. Три друга – Антон, Борис и Виктор – приобрели два билета на футбольный матч. Сколько существует различных вариантов посещения футбольного.
Тема урока: Введение в комбинаторику. Цель урока: 1) дать понятие комбинаторной задачи; 2) показать, что изучает и чем занимается комбинаторика. Автор:
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ВОКРУГ НАС.. Введение в комбинаторику.
Транксрипт:

Введение в комбинаторику Введение в комбинаторику Комбинаторика является древнейшей и, возможно, ключевой ветвью математики

СодержаниеСодержание Вступление Исторические комбинаторные задачи: Фигурные числа Магические квадраты Латинские квадраты Различные комбинации из трёх элементов Таблица вариантов и правило произведения Подсчёт вариантов с помощью графов Полный граф Граф-деревоПерестановкиЗаключениеЛитература

Исторические комбинаторные задачи Фигурные числа

Любое n-е по порядку квадратное число вычисляется по формуле N=n² (1) N=n² (1) Были сконструированы треугольные числа (1,3,6,10,15...) м пятиугольные (1,5,12,22,...) числа. На рис.2 и 3 показан способ образования этих чисел. Любое n-е по порядку треугольное чило можно найти по формуле (2) а любое n-е по порядку пятиугольное – по формуле. (3) Фигурные числа

Магические и латинские квадраты

Магические квадраты

Латинские квадраты Пример латинского квадрата размером 3×3 Пример латинского квадрата размером 4×4

Задача Л. Эйлера Среди 36 офицеров 6 улан, 6 драгун, 6 гусар, 6 кирасир, 6 кавалергардов и 6 гренадеров, и, кроме того, среди них поровну генералов, полковников, майоров, капитанов, поручиков и подпоручиков. При этом каждый род войск представлен офицерами всех шести рангов. Можно ли этих офицеров выстроить каре 6×6 так, чтобы в любой колонне и в любой шеренге были офицеры всех рангов

Задача Л. Эйлера 5 улан (обозн. цифрой 1) 5 драгун (цифрой 2) 5 гусар (цифрой 3) 5 кирасир ( цифрой 4) 5 кавалергардеров ( цифрой 5) 5 генералов (обозн. цифрой 1) 5 полковников (цифрой 2) 5 майоров (цифрой 3) 5 капитанов ( цифрой 4) 5 поручиков( цифрой 5)

Различные комбинации из трех элементов Задача 1 Три друга Антон, Борис и Виктор, приобрели два билета на футбольный матч. Сколько существует различных вариантов похода на футбол? Решение По имеющимся двум билетам на матч могут пойти: 1) либо Антон и Борис; 2) либо Антон и Виктор; 3) либо Борис и Виктор. Ответ: 3 варианта. (сочетания из трех элементов по 2) Задача 2 Три друга Антон, Борис и Виктор, приобрели два билета на футбольный матч на 1-е и 2-е места первого ряда стадиона. Сколько существует способов занять эти два места на стадионе? Записать всевозможные варианты. Решение Для удобства перечисления всех возможных вариантов размещения друзей на 1-е и 2-е места будем вместо полных имён мальчиков записывать лишь их первые буквы. При этом запись АБ будет означать, что на первом месте сидит Антон, а на втором- Борис. Ответ: 6 способов; АБ;БА;АВ;ВА;БВ;ВБ; (размещения из трех элементов по 2)

Различные комбинации из трех элементов Задача 3 Антону, Борису и Виктору повезло они купили 3 билета на футбол на 1-е, 2-е, и 3-е места первого ряда стадиона. Сколькими способами могут занять мальчики эти места? Решение Число способов будет таким же, как и в задаче 2 Действительно, если к каждой паре мальчиков, сидящих на 1м и 2м местах, посадить на 3-е место их друга, не попавшего раньше по условию задачи 2 на матч, то будут составлены всевозможные варианты(обозначенные тройками букв рассаживания мальчиков по трём местам: АБВ;БАВ;АБВ;ВАБ;БВА;ВБА; Ответ: шестью способами. (варианты перестановок из трех элементов)

Таблица вариантов и правила произведения Задача 1: Записать всевозможные двузначные числа, используя при этом: 1) Цифры 1,2 и 3; 2) цифры 0, 1, 2, и 3. подсчитать их количество N Ответ: N=9; N=12.

Таблица вариантов и правила произведения Задача 3: Катя и Оля пришли в магазин, где продаются в любом количестве плитки шоколада 3 видов. Каждая девочка хочет купить одну плитку. Сколько существует способов покупки? Решение. Катя может купить плитку из трёх видов шоколада (n=3). Аналогично может поступить и Оля (m=3). Пара шоколадок для Кати и для Оли может быть куплена n*m=3*3=9 различными способами. Ответ: 9.

Полный граф Задача 2: Андрей, Борис, Виктор и Григорий после возвраще-ния из спортивного лагеря подарили на память друг другу свои фотографии. Причем каждый мальчик подарил каждому из своих друзей по одной фотографии. Сколько всего фотографий было подарено? Решение. 1 Способ – с помощью стрелок на ребрах полного графа с вершинами А, Б, В, Г показан процесс обмена фотографиями. Очевидно, что стрелок в два раза больше, чем ребер, 6 * 2 = 12. Столько же было подарено и фотографий. 2 способ – каждый из четырех мальчиков подарил друзьям 3 фотографии, следовательно, всего было роздано 3 * 4 = 12 фотографий Ответ: 12фотографий

Граф - дерево Задача 3: Антон, Борис и Василий купили 3 билета на первое, второе, третье места первого ряда стадиона на футбольный матч. Сколькими способами они могут занять имеющиеся места? Решение. На первое место может сесть любой их трех друзей, на второе – любой из оставшихся, на третье последний. Сказанное изобразим с помощью дерева, помещая в вершины графа первые буквы имен А, Б,В. Ответ: 6

Перестановки Задача 1: Семиклассники Анна, Борис, Виктор и Галина побежали на перемене к теннисному столу за которым уже шла игра. Сколькими способами подбежавшие к столу семиклассники могут занять очередь для игры в настольный теннис? Решение: Первым (1) в очередь мог встать любой из четырех семиклассников, вторым (2) – любой из оставшихся трех, третьим (3)- любой из оставшихся двух и четвертым (4)- семиклассник, подбежавший последним. По правилу произведения у четверых ребят существует 4х3х2х1=24 способа занять очередь. Ответ: 24 способа. Число всевозможных перестановок из n элементов обозначают P n (P- первая буква французского слова permutation-перестановка). С помощью правила произведения можно обосновать, что P n =1*2*3*…*n = n! (читается как « Эн факториал»),

Перестановки Задача 3. Сколькими способами можно расставить на полке 8 книг, если среди них 2 книги одного автора, которые при любых перестановках должны стоять рядом? Решение. Первоначально будем считать 2 книги одного автора единой книгой. Тогда количество способов расстановки условных семи книг на полке будет равно числу перестановок из 7 элементов. P 7 = 1*2*3*4*5*6*7 = Но в каждой такой перестановке книги одного автора можно поменять местами, потому число способов расстановки книг на полке будет в два раза больше, т.е. 5040*2= Ответ: способами.

Заключение В наши дни комбинаторные задачи приходится решать физикам, химикам, биологам, экономистам и специалистам самых разных профессий.

Выполнили: Березенский Сергей Либанов Сергей 8 класс МОУ СОШ 15 Руководитель: Учитель математики Бахмач Г. И. с. Бада 2008 г. Выполнили: Березенский Сергей Либанов Сергей 8 класс МОУ СОШ 15 Руководитель: Учитель математики Бахмач Г. И. с. Бада 2008 г.