ПЛАН комплексного анализа стихотворения А.С.Пушкина «ПРОРОК» 1.Дата написания. Реально – биографический и фактический комментарий: «тайная аудиенция» А.С.Пушкина и Николая 1, библейский сюжет о видении пророку Исайе, внешние детали библейского повествования в стихотворении. 2.Этимология, значение слова «пророк». 3.Композиция стихотворения. 4.Анализ языковых средств с точки зрения их системно – языковой семантики (в разрезе частей поэтического текста).
5. Анализ значений языковых единиц в контексте стихотворения (в разрезе частей поэтического текста) 6. Выход в собственно литературоведческий анализ текста (в разрезе частей поэтического текста). Анализ участия слова в создании образа и определении этого образа в образной системе в целом.
Комплексный анализ поэтического текста: стихотворение А.А.Пушкина «ПРОРОК»
Дата написания. Реально – биографический и фактический комментарий: Датировка первой окончательной редакции «Пророка» - 8 сентября 1826 года, день «тайной аудиенции» А.С.Пушкина с Николаем1. На предложение царя стать единственным цензором поэт ответил «Пророком» Николай 1 А.С.Пушкин
Сюжет «Пророка» навеян библейским повествованием о видении пророку Исайе, но осмыслено оно поэтом не в религиозном плане (как в Библии), а в поэтическом восприятии
Пророк – это избранник божий, наделенный даром мудрости, даром предвидения. У А.С.Пушкина пророк- олицетворение поэта
Этимология, значение слова «пророк» Слово «пророк» - калька с греческого prophetos; Корень этого слова phetos - означает «речь», pro - приставка, соответствующая русской приставке про-. Пророк – мудрый, вещий человек, предвидящий будущее.
В книге пророка Исайи сказано «… видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы: у каждого их них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»
Внешние детали библейского повествования в стихотворении «Пророк» -Шестикрылый серафим; -Жертвенник; -Прикосновение горящим углем к устам пророка и очищение их от греха и беззакония
Композиция стихотворения «Пророк» 1.О чем это стихотворение? 2.Сколько частей может быть выделено в каждой из частей стихотворения?
Стихотворение «Пророк» - рассказ путника о встрече его с ангелом. В стихотворении могут быть выделены шесть частей: первая – вступление к рассказу путника о встрече с серафимом на перепутье жизненных дорог; вторая, третья, четвертая, пятая части повествуют о действиях серафима: прикосновения к очам, ушам, устам, груди пророка; шестая часть – глас Божий, возвещающий повеление Господне пророку – поэту: «… обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»
Первая часть Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.
Вторая часть Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.
Третья часть Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.
Четвертая часть И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.
Пятая часть И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
Шестая часть Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».