«Создание и развитие содружества педагогов, родителей и воспитанников в развитии воспитательной системы школы» «Создание и развитие содружества педагогов, родителей и воспитанников в развитии воспитательной системы школы» Попова Светлана Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МОАУ СОШ 12 им. П.Ф.Дерунова
Проблемы воспитательной деятельности школы в развитии личности ребенка На сегодняшний день одна из главных педагогических проблем – организация взаимодействия участников образовательного пространства: педагогов и детей; педагогов и родителей; семьи и ребёнка.
Процесс становления и развития воспитательной системы: Опора на теорию и методологию педагогической науки и реализация деятельности по созданию и развитию сообщества детей, родителей и педагогов как содружества.
Задачи, решаемые в процессе развития ВС: изучение проблем воспитательной деятельности школы в развитии личности ребенка; обобщение современных тенденций совершенствования педагогической деятельности по взаимодействию участников образовательного процесса;
Задачи, решаемые в процессе развития ВС: создание единого образовательно-воспитательного пространства в совершенствовании воспитательного процесса; раскрытие возможностей содружества педагогов родителей и детей как ресурса воспитательного воздействия на ребенка; распространение опыта работы по созданию и развитию сообщества детей, родителей и педагогов школы 12.
Ведущие педагогические установки для конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей принятие ребёнка, его индивидуальных особенностей; максимальная согласованность участников воспитательного процесса; установка на одобрение, поддержку ребёнка, открытый личный интерес к нему; создание условий для развития ребёнка, включение его в различные виды деятельности; признание у воспитанников своих особых жизненных ценностей; ориентир на «вечные» ценности; нацеливание на духовное оздоровление, используя различные виды искусства и художественной деятельности.
Сотрудничество - совместная деятельность, труд Сотворчество - совместное творчество Сообщество- объединение, группа из некоторого числа людей, имеющих общую цель Содружество – согласие, товарищеская солидарность, согласованность (более высокий уровень сообщества) Сотрудничество - совместная деятельность, труд Сотворчество - совместное творчество Сообщество- объединение, группа из некоторого числа людей, имеющих общую цель Содружество – согласие, товарищеская солидарность, согласованность (более высокий уровень сообщества)
Содружество педагогов, родителей и детей - ресурс воспитательного воздействия на ребенка. При организации содружества педагогов, родителей и детей повышается эффективность влияния на ребёнка, т. к. возникающие проблемы, задачи решаются сообща.
Концептуальные подходы к управлению созданием и развитием содружества педагогов, родителей и воспитанников Контингент обучающихся с 2001 года вырос от 450 до 868 человек в учебном году.
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД «ИСТИНА» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД «ИНТЕЛЛЕКТ» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД «КРАСОТА» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД «ДОБРО»
Схема взаимодействия участников образовательного процесса в содружестве педагогов, родителей и воспитанников школы 12
Показатели перерастания сообщества в содружество возрастает активность и инициативность участия в школьной жизни всех участников образовательного процесса; происходит совместное планирование, проведение, оценка и анализ деятельности; возрастает количество учащихся, родителей, педагогов включённых в общую деятельность; повышается самостоятельность субъектов в организации и проведении мероприятий; улучшается психологический климат в сообществе;
Показатели перерастания сообщества в содружество стабилизируется работа сообщества (постоянство во времени); выходит за школьные рамки общение участников образовательного процесса; возрастает доступность информации для всех участников образовательного процесса; происходит постоянная обратная связь между педагогами, родителями, воспитанниками, возможность высказать своё мнение, которое влияет на развитие содружества.
Этапы становления содружества педагогов, родителей и воспитанников Четвёртый этап (2011) - совершенствование взаимодействия в содружестве. Цель : повышение эффективности деятельности содружества детей и взрослых. Третий этап (2008 – 2010 учебный год) – окончательное оформление системы взаимодействия, переход от сообщества к содружеству. Цель: создание содружества детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, сотворчества. Второй этап (2003 – 2008 учебный год) - отработка системы взаимодействия участников образовательного процесса в сообществе. Цель: создание школьного сообщества для оптимизации и активизации воспитательного процесса. Подготовительный этап ( учебный год) Цель: создание условий для сотрудничества и сотворчества участников образовательного процесса.
Школьная символика
Школьные традиции: 1 СЕНТЯБРЯ
Школьные традиции: ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Школьные традиции: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ОСЕННИЙ МАРАФОН
Школьные традиции: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЭСКАДРИЛЬИ «ПИЛОТ»
Школьные традиции: ДЕНЬ ШКОЛЫ
Школьные традиции ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ ВЫПУСКНИКОВ
Школьные традиции: КОНЦЕРТ 8 марта для мам бабушек
Школьные традиции: БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Школьные традиции: «ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК»
Школьные традиции: ДНИ ЗДОРОВЬЯ
Школьные традиции: СПОРТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Школьные традиции: ДНИ ТЕАТРА
Школьные традиции: ГАЗЕТА «ПИЛОТ-ЭКСПРЕСС»
Школьные традиции: ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Интеграция общего и дополнительного образования
ЦЕНТР СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРЕСС-ЦЕНТР «ПИЛОТ»
Формы работы на разных этапах развития содружества
Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)
Школьный сайт: sch12.rybadm.ru
Сайт школы «В Контакте»
Формы работы с учителями
Анализ результатов воспитательной деятельности по поддержке личностного роста ребенка Социометрия (психологический инструментарий) Диагностика уровня воспитанности (педагогический инструментарий) Методика самоаттестации коллектива (педагогический инструментарий) «Самооценка школы» (организационно – управленческая методика)
Динамика социометрических исследований гг.
Уровень воспитанности обучающихся
Диаграмма анализа динамики эффективности партнёрства
Содружество это постоянно меняющийся «живой организм», не просто коллектив единомышленников, а система организации работы, которая способствует созданию единой воспитательной среды и позитивному развитию личности воспитанников.