Книгообеспеченность в вузовской библиотеке : задачи и решения Лигун Татьяна Анатольевна – Заместитель директора по НИР НБ СПБГУ
Комплектование в вузе – большая проблема: так было, есть и будет Увеличение источников комплектования, увеличение стоимости изданий, уменьшение финансирования, нехватка квалифицированных кадров в библиотеках приводит к тому, что: Увеличение источников комплектования, увеличение стоимости изданий, уменьшение финансирования, нехватка квалифицированных кадров в библиотеках приводит к тому, что: Мы сегодня не можем и подумать про исчерпывающем комплектовании (это по закону Брэдфорда 100- процентная полнота комплектования) Мы сегодня не можем и подумать про исчерпывающем комплектовании (это по закону Брэдфорда 100- процентная полнота комплектования) Мы перестали говорить о максимально релевантной полноте (75 %), Мы перестали говорить о максимально релевантной полноте (75 %), Мы уже перестаем говорить о "ядерной" полноте (30 %), Мы уже перестаем говорить о "ядерной" полноте (30 %), Мы теперь чаще всего говорим о справочном комплектовании, когда в наши фонды попадает лишь 20 % изданий. Мы теперь чаще всего говорим о справочном комплектовании, когда в наши фонды попадает лишь 20 % изданий.
Нормативно-методические документы, определяющие работу вузовских библиотек по книгообеспеченности Приказ МО РФ 2586 от 19 июня 2003 г. «Об утверждении нормативов обеспеченности учебной литературой обучающихся образовательных учреждений, реализующие программы начального профессионального образования» Приказ МО РФ 2586 от 19 июня 2003 г. «Об утверждении нормативов обеспеченности учебной литературой обучающихся образовательных учреждений, реализующие программы начального профессионального образования» Приказ МО от О внесении изменений в приказ Минобразования России от "О рейтинге высших учебных заведений" Приказ МО от О внесении изменений в приказ Минобразования России от "О рейтинге высших учебных заведений" ПРИКАЗ МО РФ от Об утверждении перечня документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения ПРИКАЗ МО РФ от Об утверждении перечня документов и материалов, представляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 26 марта 2002 г. N 388 «ОБ утверждении концепции паспортизации объектов культуры, методика паспортизации объектов культуры, форм паспортов библиотек, …» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 26 марта 2002 г. N 388 «ОБ утверждении концепции паспортизации объектов культуры, методика паспортизации объектов культуры, форм паспортов библиотек, …» Приказ МО РФ 2488 от 24 августа 2000 г. «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» Приказ МО РФ 2488 от 24 августа 2000 г. «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» Приказ Минобразования России от N 1246 « Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения Приказ Минобразования России от N 1246 « Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения Письмо Минфина РФ от 4 ноября 1998 г «Об инвентаризации библиотечных фондов» Письмо Минфина РФ от 4 ноября 1998 г «Об инвентаризации библиотечных фондов» Приказ Минкультуры РФ 590 от 2 декабря 1998 г. «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда » Приказ Минкультуры РФ 590 от 2 декабря 1998 г. «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда »
Требования к информации по книгообеспеченности в нормативно- методических документах Для отчета по учебно-методическому, информационному и библиотечному обеспечению специальности представляемая информация должна отражать: Для отчета по учебно-методическому, информационному и библиотечному обеспечению специальности представляемая информация должна отражать: достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам учебного плана специальности; достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам учебного плана специальности; наличие основной учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной; наличие основной учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной; наличие в библиотечном фонде достаточного числа экземпляров рекомендуемой учебно-методической литературы (количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента); наличие в библиотечном фонде достаточного числа экземпляров рекомендуемой учебно-методической литературы (количество экземпляров учебников и учебных пособий по циклам дисциплин на одного студента); наличие собственных учебно-методических материалов (учебники и учебные пособия с грифами Минобразования и УМО, методические разработки по самостоятельной работе студентов, курсовым проектам и работам, проведению практик, к итоговым аттестациям выпускников и др.); наличие собственных учебно-методических материалов (учебники и учебные пособия с грифами Минобразования и УМО, методические разработки по самостоятельной работе студентов, курсовым проектам и работам, проведению практик, к итоговым аттестациям выпускников и др.); использование периодических изданий, в том числе зарубежных; использование периодических изданий, в том числе зарубежных; оценка программно-информационного обеспечения всех циклов дисциплин учебного плана (электронные учебники, доступ к базам данных и др.); оценка программно-информационного обеспечения всех циклов дисциплин учебного плана (электронные учебники, доступ к базам данных и др.); использование современных информационных средств связи, в том числе международных. использование современных информационных средств связи, в том числе международных. Данные представляются в динамике за последние 5 лет. Данные представляются в динамике за последние 5 лет.
Что такое коэффициент книгообеспеченности учебной литературой? Есть несколько подходов к определению коэффициента книгообеспеченности в специальной литературе: Первый подход: Коэффициент книгообеспеченности - это количество экземпляров учебной литературы, приходящееся на одного студента. Второй подход: Коэффициент книгообеспеченности - это степень удовлетворения библиотекой потребности читателя в учебной литературе. Он определяется, как соотношение имеющегося к необходимому, ресурса к потребности.
Что же необходимо для того, чтобы система расчета коэффициента книгообеспеченности была адекватна отображаемым ею процессам? По мнению специалистов, при расчете коэффициента книгообеспеченности следует пользоваться тремя основными формулами: 1. расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге. Эта формула применяется, если книга используется в одном семестре или период использования книги не принимается во внимание при расчете. 1. расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге. Эта формула применяется, если книга используется в одном семестре или период использования книги не принимается во внимание при расчете. 2. расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге за два семестра. Эта формула применяется в случае изменения в том или ином семестре количества выделенных на дисциплину экземпляров книги, а также числа студентов, изучающих данную дисциплину. 2. расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге за два семестра. Эта формула применяется в случае изменения в том или ином семестре количества выделенных на дисциплину экземпляров книги, а также числа студентов, изучающих данную дисциплину. 3. расчет коэффициента книгообеспеченности по нескольким книгам. Данная формула применяется, если по расчетному показателю используются не одна, а несколько книг. 3. расчет коэффициента книгообеспеченности по нескольким книгам. Данная формула применяется, если по расчетному показателю используются не одна, а несколько книг.
Расчет коэффициента книгообеспеченности по книге Коэффициент обеспеченности книгой есть частное от деления количества экземпляров данной книги на число студентов, изучающих дисциплину или дисциплины, по которым используется книга. Коэффициент обеспеченности книгой есть частное от деления количества экземпляров данной книги на число студентов, изучающих дисциплину или дисциплины, по которым используется книга. K = P S где: K = P S где: P - количество имеющихся в библиотеке экземпляров данной книги; P - количество имеющихся в библиотеке экземпляров данной книги; S - количество студентов, использующих данное издание. S - количество студентов, использующих данное издание.
Расчет коэффициента книгообеспеченности по книге, используемой в 2-х семестрах Если книга используется в двух семестрах, то коэффиецент обеспеченности определяется как частное от деления среднего количества экземпляров данной книги на среднее число студентов, использующих книгу в данных семестрах. Если книга используется в двух семестрах, то коэффиецент обеспеченности определяется как частное от деления среднего количества экземпляров данной книги на среднее число студентов, использующих книгу в данных семестрах. K = P ср S ср где: P1 - количество экземпляров книги в первом семестре; P2 - количество экземпляров той же книги во втором семестре; S1 - количество студентов, использующих данную книгу в первом семестре; S2 - количество студентов, использующих данную книгу во втором семестре: P ср = (P1 + P2) : 2 - среднее количество экземпляров книги; S ср = (S1 + S2) : 2 - среднее количество студентов, использующих данную книгу. K = P ср S ср где: P1 - количество экземпляров книги в первом семестре; P2 - количество экземпляров той же книги во втором семестре; S1 - количество студентов, использующих данную книгу в первом семестре; S2 - количество студентов, использующих данную книгу во втором семестре: P ср = (P1 + P2) : 2 - среднее количество экземпляров книги; S ср = (S1 + S2) : 2 - среднее количество студентов, использующих данную книгу.
Расчет книгообеспеченности по нескольким книгам Коэффициент книгообеспеченности определяется как сумма экземпляров используемых книг, деленная на сумму числа студентов по каждой книге. Для n наименований коэффициент книгообеспеченности равен : Коэффициент книгообеспеченности определяется как сумма экземпляров используемых книг, деленная на сумму числа студентов по каждой книге. Для n наименований коэффициент книгообеспеченности равен : K = P1+P P n S1+S S n где: P1, P2, P n - количество экземпляров каждой книги; S1, S2, S n - количество студентов, использующих каждую книгу. K = P1+P P n S1+S S n где: P1, P2, P n - количество экземпляров каждой книги; S1, S2, S n - количество студентов, использующих каждую книгу.
Пример расчета коэффициента книгообеспеченности по дисциплине Имеется 3 наименования: а =22 экз.; b = 22 экз.; с = 12 экз. Число студентов = 22. Имеется 3 наименования: а =22 экз.; b = 22 экз.; с = 12 экз. Число студентов = 22. Первый способ Первый способ 1.определим коэффициенты книгообеспеченности по каждой книге: Kа = 22 : 22 = 1 Kв = 22 : 22 = 1 Kс = 12 : 22 = 0,54 2. суммируем коэффициенты книгообеспеченности по каждой книге (1+1+0,54) : 3 =2,54 3. разделим полученную сумму на количество используемых наименований 2,54 : 3 = 0,84 Второй способ 1. суммируем количество используемой по дисциплине учебной литературы: = 56 экз. 2. суммируем число студентов, использующих каждое наименование: = 66 человек. 3. разделим сумму экземпляров используемой учебной литературы на суммарное количество читателей: 56 : 66 = 0,84 1.определим коэффициенты книгообеспеченности по каждой книге: Kа = 22 : 22 = 1 Kв = 22 : 22 = 1 Kс = 12 : 22 = 0,54 2. суммируем коэффициенты книгообеспеченности по каждой книге (1+1+0,54) : 3 =2,54 3. разделим полученную сумму на количество используемых наименований 2,54 : 3 = 0,84 Второй способ 1. суммируем количество используемой по дисциплине учебной литературы: = 56 экз. 2. суммируем число студентов, использующих каждое наименование: = 66 человек. 3. разделим сумму экземпляров используемой учебной литературы на суммарное количество читателей: 56 : 66 = 0,84
Спасибо за внимание! Контакты: Лигун Татьяна Анатольевна - зам. Директора по научно-исследовательской работе НБ СПБГУ Тел