Открытый урок по изобразительному искусству Разработала: Учитель ИЗО Сивакова Н.С. Гимназия 23 г.Химки По теме: «Народная праздничная одежда» (5 класс)
Цели 1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. 2.Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе 3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся 4. Привить интерес к русскому народному творчеству Оборудование : Репродукции: А.Г.Венецианов «На жатве», «На пашне»; М.А.Врубель «Царевна-лебедь» Рисунки с изображением русского народного костюма Кисти. краски
План урока: Организационный момент (проверка готовности класса к уроку) Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Просмотр видеофильма о народном костюме Постановка художественной задачи: дополнить и украсить костюм героев сказки Выставка и обсуждение работ, работы располагаются на плакате.
Ход урока: Беседа. Учитель. Давайте представим, что живем мы с вами в восемнадцатом веке. Что вы можете рассказать о жизни русской семьи? Тяжелая жизнь была у русской семьи. Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами, а заканчивали, когда было уже совсем темно. Рассматриваем репродукции А.Г.Венецианова
Зато когда приходил праздник, он был для крестьянина радостным и желанным. Его ждали, к нему готовились. Все надевали лучшую, праздничную одежду праздничную одежду
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Каждый момент жизни, сколько бы он не длился, оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой. А какую одежду носили раньше? Одежда человека должна быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая.
Мы поговорим сегодня о костюме народов севера. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто дополняли сарафан нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Рубаху носили предки с незапамятных времен, собственную сорочку никогда не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Вышивка на рубахе имела особое значение : она не только украшала, но и должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол рубахи. Поверх рубахи носили сарафан, спереди узорная полоса, украшенная тесьмой, кружевом, пуговицами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник- род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали, шили ее из белой, красной и синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны- порты, которые завязывались на талии шнурком. Они заправлялись либо в сапоги, либо их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Вспомним, что свой дом люди тоже украшали, оберегали от злых духов. элементы вышивки, украшения одежды такие же – ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круг, волна. Учитель. А теперь посмотрим небольшой фрагмент фильма и еще раз обратим внимание на костюм.
Постановка художественной задачи Учитель. Вы много читали русских сказок, где есть герои, одетые в русский национальный костюм. Перед вами лежат рисунки героев в русских костюмах, которые имеют уже элементы вышивки. Каждый берет свою фигурку и придает ей цветовое решение, т.е. вы должны расписать костюм таким образом, чтобы ваш герой был одет в праздничную одежду. Затем подойдите к плакату и поселите своего героя в то место где он будет находиться.
Проводится индивидуальна работа, роспись кистью костюма фигурки человека.
Подведение итогов. Просмотр рисунков, обсуждение и оценка