Социальный педагог КМЖ «Ракурс» М.Е. Щербакова
"Как научить детей сотрудничать?" новый сборник интерактивных игр. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их "эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в кружке, классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Естественно, не случайно перечисляются именно эти ценности, поскольку сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Этому способствует множество причин:
1. Социальные и психологические изменения последнего времени Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.
В настоящее время люди должны обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.
2. Задачи учителя Предлагая детям вашего кружка, класса интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.
Благодаря этим играм учитель может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям: проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять взаимоотношения людей большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь не обижай других людей и не давай им "потерять лицо" не нападай на других, когда тебе плохо.
3. Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с детьми помочь детям ощутить единение с другими вселить в детей надежду. Важнейшая задача педагога укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жиз- нью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной ис- торией и с надеждой смотреть в будущее. Надежда это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. показать детям, что значит уважение помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность
научиться принимать решения самостоятельно и в группе, например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь. Очень поучительно для детей, услышать от учителя необычное определение богатства, вроде такого: "Я полагаю, что богата та семья, которая больше других в полном составе наблюдала за закатами солнца". научить детей сочувствию помочь расцвету личности ребенка развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим Педагог может помочь детям справляться со своими страхами и стрессом показать детям, как можно жить без насилия
помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности развить в детях чувство юмора развить в себе сильные стороны своего характера
К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Часть 1 ЧТО ДЕЛАТЬ С АГРЕССИЕЙ И ГНЕВОМ? КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА? УЧИМСЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ. ПОВЫШАЕМ САМОУВАЖЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ МОЖНО РЕШАТЬ. Часть 2 РАССЛАБЛЕНИЕ. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. НАВЫКИ УЧЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ. УМЕНИЕ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ. Часть 3 ВНИМАНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ. ДОВЕРИЕ. СОЧУВСТВИЕ. САМОРЕГУЛЯЦИЯ. Часть 4 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА. ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ.
Игра Мини-фантазии (с 6 лет) Цели: Мини-фантазии это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях. Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил. Инструкция: Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже... Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака. Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут Другие возможные образы: Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку... Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде... В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью... В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе... Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка... Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко... Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев... В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня... На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова... Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд... Ты слушаешь по радио свою любимую песню...
Педагог может помочь детям найти смысл жизни. Он может помочь им ценить правду. Он может научить их простым жизненным принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводи начатое дело до конца.