Ключевые слова: стандартный вид числа, количество вещества, масса молекулы, постоянная Авогадро, молярный объем, масса атома.
продолжить формирование понятий количества вещества; показать взаимосвязь физико-химических величин: массы, объема, количества вещества и числа частиц; научить производить расчеты с указанными величинами; показать межпредметную связь предметов: математики и химии; продолжить формирование умений решать расчетные задачи с помощью алгоритма слабоуспевающими учащимися; Определить роль консультанта (учителя или учащегося) в работе слабоуспевающих учащихся.
О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук. Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире. (отрывок из поэмы М. Алигер Ленинские горы)
Вычислите: 7,210, 7,2 :100; 0,072 :100; 0, Представьте в виде степени с основанием 10: 0,01; 1/1000; 10; 1; 100; 1000; ;0,
С А Р Д Н А Т Р Т А Д Н С = = 10 9 = = = 0, ,1 0,1 2 : 2 = ,25 3 : , Т 7 -4
СТАНДАРТ (ОТ АНГЛ. – STANDARD) (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ) образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы.
Стандартным видом числа называется запись вида: a ·10, где 1 а< 10, n Є Z n- порядок числа
1) 0, ) 0, ) 0, ) 0,
1) 2, ²³ г (Масса атома кислорода) 2) 6 10 см (Толщина пленки мыльного пузыря) 3) 1 · 10 см (Единица длины - ангстрем) 4) 3 10 см (Диаметр молекулы воды)
, , , , , , , ,67 53, , , , , П Н А А И Т К Т Н А Е О Н Н А О (греч. NANOS – карлик)
Ответьте на вопросы («да» – галочка, «нет» – палочка) Число записано в стандартном виде Число 0, записано в стандартном виде 7,45 10 –5 записано в стандартном виде Число 50 записано в стандартном виде Верно ли высказывание: «Чем больше порядок числа, тем больше само число?» Если порядок числа отрицательный, то и само число отрицательно? Если перемножить два числа в стандартном виде, то ответ будет числом в стандартном виде? В стандартном виде можно записать любое число.
Графический диктант
(шуточное стихотворение) 1)Расскажу сегодня, что ли, О зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех – Просто паника у всех…. Ну а в химии – изволь! Есть другое слово моль Прост, как небо и трава, Моль любого вещества. Но трудна его дорога: В моле так молекул много! Задача: Сколько ж молекул в моле?
2) Маша маме говорит Что из шкафа моль летит « Как спасти нам вещи наши?» Отвечает мама Маше: Есть такой аэрозоль, Убивает моли моль! Маша химию учила, Так что маме возразила: «Что-то это многовато- Целый моль врагов крылатых! ЗАДАЧА. Рассчитайте массу 1моль моли, если масса 1 бабочки 0,01г. (2мин)
1. Что такое количество вещества? 2. Что такое моль? 4. Сколько структурных единиц содержится в 1 моле? 5. Через какие величины можно определить количество вещества? 6. Что такое Молярная масса, с чем численно совпадает? Масса 3 моль H 2 O составляет ______________ Масса 20 моль СО 2 составляет ____________ 7. Что такое молярный объем? Экспресс-опрос:
Количество вещества - физическая величина, которая означает определенное число структурных элементов (молекул, атомов, ионов) Обозначается n (эн) измеряется в международной системе единиц (Си) моль
Число Авогадро - показывает число частиц в 1 моль вещества Обозначается N A измеряется в моль -1 имеет числовое значение 6,02*10 23
Молярная масса вещества численно равна его относительной молекулярной массе. Молярная масса - физическая величина, которая показывает массу в 1 моля вещества Обозначается М измеряется в г/моль М = т/n
Молярный объем - физическая величина, которая показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль Обозначается Vm измеряется в л/моль Vm = V/n При н.у. Vm=22,4л/моль
Задача 1. В стратосфере на высоте км находится слой озона О 3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт- Петербурга в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 0 3 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Санкт-Петербурга?
Задача 2. Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2, молекул этого газа. Какой это газ?
Задание 3 Каждый день мы употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? 2. Какое число молекул сахарозы вы выпиваете с чаем?
Задание 4 Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром уже работает группа3,а вы теперь работаете с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром. В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:Какое количество моль и молекул воды содержится в этом объёме?
Задание 5 (для консультантов) Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей, а кальция в фосфате - 40%. Зная массу своего тела, рассчитайте сколько кг фосфата кальция содержится в организме (каждый ведет расчет индивидуально для своего организма). Сколько молекул фосфата кальция содержится в организме?
Пока вы проводили расчёты, я налила в стаканчики минеральную воду, разложила конфеты. Кто хочет выпить воды (плотность воды 1,2 г/мл, объем 150 мл)? А кто хочет съесть конфету( масса конфеты 15г, а сахара в ней 90%)?
Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны и результаты расчетов, связанных с ними, записываются в виде чисел, представленных в стандартном виде.