Плавание Васильева Т.М. инструктор по плаванию ГБОУ СОШ 1028 Дошкольное отделение
Плавание – жизненно важный навык, одно из основных средств всестороннего физического развития ребенка. Что даёт плавание. 1. Укрепляет мышечную и сердечно-сосудистую систему организма ребенка. Горизонтальное положение, своеобразное состояние водной невесомости активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует их развитию и укрепляет сердечно сосудистую систему. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно сосудистой системы, ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и т.д. 2. Укрепляет аппарат дыхания. В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью, выполнение вдоха и выдоха в воду для новичков затруднительно, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких. Бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания (дыхание) способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у пловцов значительно выше, чем у не занимающихся плавание, и у взрослых достигает 7000 куб. см и более.
3. Устраняет различные дефекты осанки. Во время плавания ребенок преодолевает значительное сопротивление воды. Постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствует устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. 4. Закаливание. Постоянное плавание и купание закаливает организм, формируя стойкий иммунитет не только к простудным заболеваниям, но и к инфекционным заболеваниям. 5. Массаж. Плавание является естественным массажем кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильного притока крови к периферическим органам. 6. Развитие физических качеств. При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп. Таким образом. Систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе в начале небольших отрезков, а затем по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты и выносливости. 7. Прикладное значение плавания. Оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека из воды, со д6на или глубины, в случае надобности освободиться от захвата тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь.
Программа обучения плаванию Цель: овладение жизне- и здоровьесберегающим навыками плавания, воспитание здорового образа жизни, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Задачи: 1. Воспитывать здоровый образ жизни ребенка; 2.Расширять знания о значении занятий плаванием 3. Осваивать спортивные способы плавания; 4. Учить использованию элементов прикладного плавания; 5. Учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние. Сопутствующие задачи: 1.Оздоровление и закаливание детей при занятиях в бассейне. 2.Игры и развлечения, используемые инструктором по плаванию, содействуют повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений, повышению эмоциональности, воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы, укреплению детского коллектива.
При проведении занятий учитываются индивидуальные качества занимающихся, от чего зависит степень и время освоения материала. На начальном этапе инструктор по плаванию учит детей не бояться воды, проводит упражнения для ознакомления с водой: погружение в воду и открывание глаз в воде; выдохи в воду; скольжения; учебные прыжки; всплывания и лежания на воде. Упражнения всплывания и лежания знакомят детей с непривычным для них состоянием невесомости. Выполнение скольжений с различными положениями рук помогает освоить равновесие, обтекаемое положение тела, подготовиться к успешному освоению элементов прикладного плавания. Для обучения основам дыхания в воде дети осваивают навык задерживания дыхания на вдохе, навык ритмичного дыхания и согласования его с плаванием и выдохи в воду. Эти упражнения позволяют быстрее освоиться, «снять» чувство страха перед новой, непривычной средой, научиться опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.
Если будешь унывать, Плакать, ныть, скучать, страдать, Можешь даже очень быстро Ты здоровье потерять. Надо спортом заниматься, Надо – надо закаляться! Надо первым быть во всем, Нам морозы ни почем! С айсберга ныряем мы, Мы хорошие пловцы. Мы совсем почти большие, Мы прилежные юнцы. После водного купанья, Начинаем растиранья. И гимнастику опять, Начинаем выполнять.