Применение элементов здоровьсберегающих технологий на логопедических занятиях по коррекции устной и письменной речи.
Основная цель занятия Сохранение и укрепление психического и соматического здоровья детей в школе- интернате г. Тарко-Сале.
Факторы образовательной среды Профилактика речевых нарушений Соблюдение психогигиены факторы образовательной среды Соблюдение гигиенических норм Коррекция дефектов речи, связанных с органическим поражением ЦНС Охрана Нервнопсихического здоровья детей Нетрадицион- ные методы коррекции
Профилактика речевых нарушений В процессе коррекции звукопроизношения работа проходит по всем направлениям сторон речи: фонетическая сторона речи, лексико-грамматическая сторона речи, связная речь.
Хорошая речь - Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Соблюдение гигиенических норм проветривание, влажная уборка, освещение, ионизирование.
Соблюдение психогигиены Большое значение в соблюдении школьной психогигиены имеет профилактика переутомлений: соблюдение учебной нагрузки, оптимальное её распределение, создание условий, охраняющих нервную систему от чрезмерного переутомления ( занятие после обеда во внеурочное время, оптимальное расписание занятий -2-3 раза в неделю через день, индивидуальные занятия 20 мин., групповые-40 мин.), комплектование групп по возрасту и по сходному дефекту.
Охрана нервнопсихического здоровья На логопедических занятиях логопед помогает ребёнку мобилизовать свои силы на активное участие в коррекционной работе, сформировать адекватную самооценку, уверенность в себе, нормализовать отношения со сверстниками.
Самомассаж Т.В. Нестерюка Эти упражнения направлены на формирование и коррекцию психики ребёнка, учат детей справляться с жизненными трудностями, вырабатывать положительные черты характера, изжить невротические проявления
Охрана нервнопсихического здоровья детей. Психогимнастика; Релаксационные паузы; Упражнения «Йога в игре».
Биоэнергопластика- это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки.
Кинезиология наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные Кинезиологические упражнения – комплекс упражнения.движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизация работы полушарий.
Коррекция дефектов речи. Правильное дыхание. На коррекционных занятиях использовала дыхательные упражнения по методике Э.М. Чарели «Азбука дыхания». Правильное дыхание – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка. Это специальная гимнастика основных элементов голосового аппарата с точечным массажем Также использовала дыхательные речевые упражнения и дыхательные упражнения с движением по методике Н.Ю. Морозовой
Развитие мелкой моторики рук. Японский массаж пальцев. Самомассаж рук.
Профилактика Для профилактики остроты зрения и снятия напряжения глазных мышц на занятиях использовала упражнения по методике Т.Нестерюк и других авторов. Эти задания эффективны в коррекции оптико-моторных дисграфий, т.е. ориентировка на листе бумаги, коррекция зеркального написания букв.
Вывод: Дети, посещая логопедические занятия, становятся более уверенными в себе, снимается нервное напряжение, дети раскрепощаются, без стеснения могут отвечать на вопросы, выполнять задания у доски, повышается самооценка и т.д.
Вывод: На занятиях происходит профилактика нарушений чтения и письма, а также профилактика нервных переутомлений, дыхательных заболеваний, зрения, развитие общей и мелкой моторики.
Подготовила учитель логопед: Михайлова Наталья Владимировна.