Наибольшую сложность при проведении дифференциальной диагностики, по общему мнению многих исследователей, представляет разграничение стертой псевдобульбарной дизартрии и дислалии. Данное разграничение следует проводить, так как коррекция имеющихся при дизартрии дефектов оказывается более сложной.
А НАМНЕЗ Д ИАГНОЗ СТРОИТСЯ НА ДАННЫХ ТЩАТЕЛЬНО СОБРАННОГО АНАМНЕЗА, ГДЕ УТОЧНЯЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НАЧИНАЯ С УТРОБНОГО ПЕРИОДА, ХАРАКТЕРА РОДОВ И РАННЕГО ПОСТНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. З ДЕСЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ НА ПРОТЕКАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ У МАТЕРИ С УЧЕТОМ ТЕХ ВРЕДНОСТЕЙ, С КОТОРЫМИ СВЯЗАН ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ПЛОДА, НАЛИЧИЕ РОДОВЫХ ТРАВМ, АСФИКСИИ. Н АКОНЕЦ, ВАЖЕН ХАРАКТЕР ПЕРЕНЕСЕННЫХ РЕБЕНКОМ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ. О ЧЕНЬ ВАЖНО УТОЧНИТЬ У РОДИТЕЛЕЙ, КАК ПРОТЕКАЛИ ЛЮБЫЕ ДЕТСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, НЕ СОПРОВОЖДАЛИСЬ ЛИ ОНИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ, СУДОРОГАМИ, ПРИПАДКАМИ. В КЛИНИКЕ ИЗВЕСТНО, ЧТО ИНОГДА ПРОТЕКАНИЕ ОБЫЧНЫХ ДЕТСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КОРИ, КОКЛЮША, ВОСПАЛЕНИЯ ЛЕГКИХ, ГРИППА И ДР. МОЖЕТ ОСЛОЖНИТЬСЯ ПОРАЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ( МЕНИНГОЭНЦЕФАЛИТЫ ), ЧТО В ПРАКТИКЕ НЕРЕДКО НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ.
ДислалияСтертая дизартрия У соматически ослабленных детей. Органики нет. Связана с поражением центральной нервной системы.
ДислалияСтертая дизартрия Неврологическая симптоматика отсутствует. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.
ДислалияСтертая дизартрия Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
ДислалияСтертая дизартрия Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом.
ДислалияСтертая дизартрия Голос звонкий, громкий, богато модулированный. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
ДислалияСтертая дизартрия Речевая активность повышена. Речевая активность снижена.
ДислалияСтертая дизартрия К своему дефекту ребенок критичен. К дефекту относится безразлично.
ДислалияСтертая дизартрия Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
ДислалияСтертая дизартрия Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен.
ДислалияСтертая дизартрия Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
ДислалияСтертая дизартрия Диафрагмально- речевое дыхание в норме. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально- речевое – не сформировано.
ДислалияСтертая дизартрия В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное. Поведение неровное, часты перепады настроения.
ДислалияСтертая дизартрия Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР. Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения)
ДислалияСтертая дизартрия Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой