Использование программных продуктов Работа с интерактивными рисунками Наглядные пособия Контроль знаний Фотоколлекции Видеозаписи Анимации Рисунки Самостоятельная работа учащихся Изучение процессов, объемных моделей Проведение опытов Тесты Тренажеры
Урок по теме: «Газообмен в легких и тканях. Дыхание в экстремальных ситуациях»
Цели урока Закрепить основные сведения о газообмене Отработать механизм газообмена в легких и тканях Показать взаимосвязь организма и среды Развивать память, монологическую речь, навыки самостоятельной работы Воспитывать культуру пользователя персональным компьютером
Методы и технологии, использованные на уроке Информационно-компьютерные технологии Создание и решение проблемной ситуации Организация самостоятельной деятельности Опережающие задания с использованием дополнительной литературы
План урока 1. Проверка знаний 2. Объяснение новой темы - Состав воздухаСостав воздуха - Диффузия (электронная презентация и устное сообщение)Диффузия ( - Механизм газообмена (работа с учебником или компьютером)Механизм газообмена - Дыхание в экстремальных ситуациях (электронные презентации «Гипоксия», устные сообщения)«Гипоксия», 3.Выводы 4. ЗакреплениеЗакрепление
Состав воздуха Демонстрация опыта « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»« Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Демонстрация интерактивной диаграммы « Вдыхаемый и выдыхаемый воздуха» (уроки биологии «Кирилла и Мефодия»)« Вдыхаемый и выдыхаемый воздуха» С чем связано изменение состава воздуха? По каким законам происходит перемещение газов?
Механизм газообмена Демонстрация анимации «Газообмен в альвеолах» и рисунка «Тканевое дыхание»«Газообмен в альвеолах» Работа с учебником по вопросам (или с программой «Кирилл и Мефодий» на компьютере по алгоритму)Кирилл и Мефодий Составить схему газообмена и показать направление перемещения газов на рисунке Подготовить устный ответ по вопросам
Газообмен В легкихВ тканях причины механизм t о ниже, концентрация СО 2 ниже условияt о выше, концентрация СО 2 выше 4O 2 +Hb HbO 8 химизмHbO 8 Hb + 4O 2 оксигемоглобин
Газообмен В легких В тканях О 2 СО 2 Венозная кровь Венозная кровь Артериальная кровь Тканевая жидкость Альвеола Клетка
Проблемная ситуация 1 Группа альпинистов совершала восхождение. Не спеша, достигли высоты в один километр, одолели второй. Все чувствовали себя хорошо. И вдруг несколько человек на этой высоте стали жаловаться на головокружение, слабость и одышку. Прошли еще несколько метров. Одышка усилилась, к тому же заболела голова, появилась тошнота и шум в ушах. По настоянию руководителя заболевшие спустились на базу. В чем причина столь резкого ухудшения самочувствия альпинистов?
Проблемная ситуация 2 При погружении на глубину более 40 м аквалангистам составляют специальные газовые смеси. Азот заменяется другими газами, чаще всего гелием С чем это связано вы узнаете из сообщения
Итоговое тестирование
Анимация «Глотание» (образовательный комплекс 1С:Школа)
Интерактивная модель (уроки биологии «Кирилла и Мефодия»)
Тренажер (уроки биологии «Кирилла и Мефодия»)
Демонстрация Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта. Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчезает из-за образования гидрокарбоната кальция Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + Н2O CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
Интерактивная диаграмма « Вдыхаемый и выдыхаемый воздуха»
Газообмен в альвеолах и тканевое дыхание