Психологическое здоровье учителя. Психологическое здоровье – это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания.
Advertisements

Подготовила: Социальный педагог: Зилинская Н. В.
ОХРАНА ТРУДА учителя Синдром эмоционального выгорания Топчий Ирина Викторовна учитель основ здоровья Запорожской гимназии 11.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Эмоциональное выгорание учителей. Эмоциональное выгорание – это: o выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного.
-Болезни сердечно-сосудистой системы -Заболевания неврогенного характера -Нервные истощения, неврозы -«педагогические кризы» -«истощение» -«сгорание»
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Стрежевого Юлия Григорьевна.
Педагог-психолог Иващенко Маргарита Николаевна. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие.
Управление психоэмоциональным состоянием педагога.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
1 Учитель математики ГКОУ СО «СКОШИ 18» Город Екатеринбург Сараева Вера Владимировна.
Упражнение Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно.
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Как справиться со стрессом.. Цель урока: развитие способности учащихся ориентироваться в собственном состоянии, адекватно оценивать и эффективно управлять.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Педагог-психолог Варламова Н.А.. Вопросы к участникам семинара Работа приносит мне все меньше удовлетворения. Я долго переживаю, когда ко мне есть претензии.
4 заседание психолого-педагогического семинара «Основы конструктивного общения в образовательном процессе» «Я – учитель. Искусство общения »
Подготовила: учитель информатики Дудина О.А.. Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
Транксрипт:

Психологическое здоровье учителя

Психологическое здоровье – это способность индивидуума свободно, без ограничений реализовывать свои психологические потребности, адаптироваться к новым условиям.

Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.

Можно выделить три основные стадии синдрома

Первая стадия на уровне выполнения функций, произвольного поведения : забывание каких - то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти ( например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ ). В зависимости от характера деятельности, величины нервно - психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех – пяти лет

наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении ( в том числе и дома, с друзьями ): « не хочется видеть » тех, с кем специалист общается по роду деятельности ( школьников, больных, клиентов ), « в четверг ощущение, что уже пятница ». Повышается раздражительность, человек « заводится », как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении ( в том числе и дома, с друзьями ): « не хочется видеть » тех, с кем специалист общается по роду деятельности ( школьников, больных, клиентов ), « в четверг ощущение, что уже пятница ». Повышается раздражительность, человек « заводится », как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

смех, улыбка, юмор ; - размышления о хорошем, приятном ; - различные движения типа потягивания, расслабления мышц ; - наблюдение за пейзажем за окном ; - рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей ; - мысленное обращение к высшим силам ( Богу, Вселенной, великой идее ); - « купание » ( реальное или мысленное ) в солнечных лучах ; - вдыхание свежего воздуха ; - чтение стихов ; - высказывание похвалы, комплиментов кому - либо просто так - смех, улыбка, юмор ; - размышления о хорошем, приятном ; - различные движения типа потягивания, расслабления мышц ; - наблюдение за пейзажем за окном ; - рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей ; - мысленное обращение к высшим силам ( Богу, Вселенной, великой идее ); - « купание » ( реальное или мысленное ) в солнечных лучах ; - вдыхание свежего воздуха ; - чтение стихов ; - высказывание похвалы, комплиментов кому - либо просто так

Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: – эффект успокоения ( устранение эмоциональной напряженности ); – эффект восстановления ( ослабление проявлений утомления ); – эффект активизации ( повышение психофизиологической реактивности ). В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: – эффект успокоения ( устранение эмоциональной напряженности ); – эффект восстановления ( ослабление проявлений утомления ); – эффект активизации ( повышение психофизиологической реактивности ).

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

1. Способы, связанные с управлением дыханием Управление дыханием это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание ( с участием мышц живота ) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое ( грудное ) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно - психическую напряженность.

2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно - психическую напряженность, быстро восстановить силы.

3.Самоприказы Самоприказ это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. « Разговаривать спокойно !», « Молчать, молчать !», « Не поддаваться на провокацию !» это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

4.Самопрограммирование Во многих ситуациях целесообразно « оглянуться назад », вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. – Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. – Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова « именно сегодня »: « Именно сегодня у меня все получится »; « Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной »; « Именно сегодня я буду находчивой и уверенной »; « Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания ». – Мысленно повторите его несколько раз.

5. Самоодобрение (самопоощрение) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно - психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. – В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря : « Молодец !», « Умница !», « Здорово получилось !» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. 5. Самоодобрение (самопоощрение) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно - психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. – В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря : « Молодец !», « Умница !», « Здорово получилось !» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.