Реализация компетентностного подхода на основе заданий межпредметного содержания Яшина Ирина Геннадиевна, соискатель каф. мет. препод. биологии МИОО,
Изменение парадигмы образования Педагогическая парадигма образования - передача знаний, умений и навыков, освоенных предшествующими поколениями Системная парадигма образования - развитие личности в условиях предметно- образовательной среды
Новая философия человек природа общество Холистический подход Гуманистический подход человек социальныйопытособенностивозможностиспособностиинтересы
Задачи школы Осознать проблемы Принять новую цель Подобрать новые средства Изменить методики Изменить роль учителя
Системно-деятельностный подход Компетентностный подход познавательные УУД познавательная компетенция коммуникативные УУДкоммуникативная компетенция регулятивные УУДинформационная компетенция личностные УУДсоциальная компетенция
Компетентностный подход: работа с информацией, представленной в различной знаковой системе решение социально-значимых практических задач : (проведение наблюдения, выдвижение и проверка гипотезы, постановка цели и задачи, анализ полученных результатов) соотнесение знаний, получаемых в школе, с собственным жизненным опытом
Компетентностные учебные задачи Построены на: базовом материале предмета дополнительном учебном материале надпредметных способах деятельности Отличительные особенности: фрагментарность личностная ориентация открытость ответа противоречивость и избыточность сведений
Задание: прочитайте текст и ответьте на приведённые ниже вопросы Юлиус Майер – немецкий врач писал: « Природа поставила себе задачу перехватить на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твёрдую форму, сложив её в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые живя, поглощают солнечный свет». Английский химик Джозеф Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением свечи. Он помещал под колокол вместе с горящей свечой разные вещи. Так под колокол попал пучок растения - мяты, который делал воздух пригодным для горения. Одновременно с этими опытами, Джозеф прокаливал оксид ртути (II) и получил газ -« воздух». Сам ученый попробовал вдыхать полученный газ и отметил, что он «помогает лёгким дышать». Опыты Пристли произвели сильное впечатление. Шведский исследователь Карл Шееле, скромный аптекарь, попытался повторить опыты Пристли в своей домашней лаборатории, где он проводил эксперименты в свободное время – в основном по ночам. Однако в опытах у Шееле получилось, что растения не улучшали воздух, а делали его непригодным для горения. На основании своих опытов Шееле обвинил Пристли в обмане. Пристли стал повторять опыты, и тут обнаружился интересный факт: растения то улучшали воздух, то нет.
Умение находить в тексте сведения, факты, заданные в явном виде Какой ученый открыл кислород? 1 - Карл Шееле 2- Джозеф Пристли 3- Юлиус Майер 4- Климент Аркадьевич Тимирязев
Умение устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую О каких организмах писал Юлиус Майер? 1- бактериях 2- животных 3- растениях 4- грибах
Умение делать выводы, основываясь на тексте Почему у Карла Шееле не получились опыты? 1- он взял не те виды растений 2- он не знал нужную последовательность проведения эксперимента 3- он проводил эксперименты по ночам 4- он был аптекарем и не обладал достаточным объёмом знаний.
Умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать косвенные связи Где, по мнению Юлиуса Майера, может храниться запас « силы света» ? 1- в земной коре 2- в любых живых организмах 3- только в растениях 4- только в растительноядных животных
Умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, сопоставлять различные точки зрения Представьте себя на месте Шееле и Пристли. Как они могли бы объяснить результаты своих опытов, если бы имели представление о световой и темновой стадиях фотосинтеза? Начните объяснение с фразы « 1. Шееле - мои опыты не получились, потому что…. 2. Пристли - если бы я проводил опыты днём, то…»
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта высказывать оценочные суждения Каким образом, каждый человек пользуется запасом «твёрдой формы» солнечного света? На что он его тратит?
Н аходить пробелы в информации, пути восполнения пробелов Вставьте в предложенный ниже текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Текст: Только растительные организмы могут усваивать ………( А ) и переводить в энергию химических связей сложных веществ. Побочным продуктом фотосинтеза является ………( Б ). Ночью в растительном организме преобладает процесс …………( В ), в ходе которого растение потребляет……( Г ). Перечень терминов: 1- неорганические вещества 2- органические веществ 3- энергия солнечного света 4- кислород 5- водород 6- вода 7- испарение 8- фотосинтез 9- дыхание 10-углекислый газ 11- энергия
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений Укажите номера неправильно записанных предложений. Исправьте предложения. 1.В тексте описаны законы и процессы сохранения энергии, фотосинтеза, горения, испарения. 2. Вещества, полученные в результате процесса фотосинтеза, запасают энергию в неорганических веществах. 3.Воздух, который получил Пристли, прокаливая сложное вещество, - кислород. 4.Он же выделяется и в темновую стадию фотосинтеза. 5.Ночью в растениях преобладает процесс дыхания, в результате которого поглощается большое количество кислорода и выделяется углекислый газ.
В данном направлении предстоит ещё много работы СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!