Тема урока «Классы рыб» Класс Хрящевые Хрящевыерыбы КлассКостные рыбы рыбы
Ихтиология - наука о рыбах ( от греческого «ихтис» -рыба)
Лабораторная работа «Внешнее строение рыб» Цель: Выявить особенности внешнего строения рыб.
Осмотрите голову рыбы. Найдите глаза, ноздри.
Все рыбы имеют боковую линию. Какое значение она имеет?
1. Рассмотрите форму тела рыбы. Объясните, какое значение имеет она в жизни животного в воде. 2. Установите, какие отделы можно различить в теле рыбы. Как соединяется (подвижно или неподвижно) голова с туловищем, и какое это имеет значение? 1. Рассмотрите форму тела рыбы. Объясните, какое значение имеет она в жизни животного в воде. 2. Установите, какие отделы можно различить в теле рыбы. Как соединяется (подвижно или неподвижно) голова с туловищем, и какое это имеет значение? 3. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они расположены?
Обратите внимание на чешуи, покрывающее тело рыбы. Как они расположены? Какую функцию они выполняют?
Вывод Такие приспособления, как обтекаемая форма тела, покров из чешуек и слизи, наличие плавников, органы чувств (глаза без век, боковая линия), позволяет рыбам жить в воде. Такие приспособления, как обтекаемая форма тела, покров из чешуек и слизи, наличие плавников, органы чувств (глаза без век, боковая линия), позволяет рыбам жить в воде.
Плавательный пузырь помогает рыбе погружаться вглубь или подниматься к поверхности воды (объем пузыря то увеличивается, то уменьшается). Плавательный пузырь помогает рыбе погружаться вглубь или подниматься к поверхности воды (объем пузыря то увеличивается, то уменьшается). Такая функция называется – гидростатическая.
Особенности внутреннего строения и размножения рыб связанные с жизнью в воде: Органы дыхания – жабры, плавательный пузырь, оплодотворение наружное – в воде, орган чувств – боковая линия.
Рыбы приспособлены к водной среде обитания: а) дышат при помощи жабр; б) имеют хорду; в) имеют головной и спинной мозг; г) парные конечности имеют форму плавников. 2. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды: а) органом обоняния; в) органом чувств; б) боковой линией; г) органом слуха. 3. Жабры – это органы: а) кровеносной системы; в) дыхательной системы; б) выделительной системы; г) пищеварительной системы. 4. Кровеносная система рыб: а) незамкнутая; в) имеет один круг кровообращения; б) замкнутая; г) состоит только из артерий. 5. По характеру питания окуня относят к: а) растительноядным; в) сапрофитам; б) хищникам; г) паразитам. 6. С помощью плавательного пузыря рыба: а) быстрее передвигается; б) воспринимает направление и силу тока воды; в) переваривает пищу; г) опускается на дно или всплывает. г) опускается на дно или всплывает. 7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о: а) способе размножения; б) наличии у них скелета; в) приспособленности к среде обитания; г) наличии у них покровительственной окраски.
а, г бв б, в гв Ответы
Итоговая самооценка: соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями. - Достигли ли вы поставленной цели? - Если да, то, что способствовало этому? -Если нет, то, что мешало? -Начните ваш ответ словами: мне удалось – узнать, понять, найти и т. д мне удалось – узнать, понять, найти и т. д.
Домашнее задание Всем учащимся: учебник: п. 21; задание 8, 9, 12 в рабочей тетради на стр. 48, задание 8, 9, 12 в рабочей тетради на стр. 48, задание 10 и 11 по желанию По выбору: подготовить сообщение об акулах, скатах.
С каким настроением С каким настроением вы уйдете с урока?: рыбы трех цветов отличное хорошее не определился