Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция
Вопросы Вопросы Вопросы 1.Предмет фонетики, её задачи. Различные аспекты изучения фонетики. 2.Место фонетики в системе языка. Связь с другими разделами языка. 3.Методы изучения звуковой системы языка. 4.Основные фонетические единицы членения речевой цепи.
ЛИТЕРАТУРА 1.Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., Матусевич Современный русский язык: Фонетика. М., Матусевич Современный русский язык: Фонетика. М., Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.
Предмет фонетики, её задачи. Различные аспекты изучения фонетики Материальные формы существования языка Устная форма Звук Письменная форма Буква
Определение фонетики Звуки образуют систему. Кроме звуков, в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук. Звуки образуют систему. Кроме звуков, в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук. «Звуковая система языка в целом и каждый отдельный звук изучаются специальной лингвистической дисциплиной – фонетикой» «Звуковая система языка в целом и каждый отдельный звук изучаются специальной лингвистической дисциплиной – фонетикой» Фонетика (phone – звук, голос, тон) – звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи. Фонетика (phone – звук, голос, тон) – звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи. Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей. Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.
Задачи фонетики -установить звуковой состав данного языка в определённый период его развития; -установить звуковой состав данного языка в определённый период его развития; -изучить его в статическом состоянии или изучить его эволюцию и развитие звуковой стороны языка на протяжении ряда эпох истории этого языка; -изучить его в статическом состоянии или изучить его эволюцию и развитие звуковой стороны языка на протяжении ряда эпох истории этого языка; -определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений; -определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений; -изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков; -изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков; -исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения в них общего и специфического. -исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения в них общего и специфического. Как и все лингвистические науки, фонетика может исследовать языковые явления в плане синхронии и диахронии. Как и все лингвистические науки, фонетика может исследовать языковые явления в плане синхронии и диахронии.
Аспекты изучения фонетики ФОНЕТИКА ОбщаяЧастная СопоставительнаяОписательнаяЭкспериментальнаяИсторическая
Аспекты исследования описательной фонетики Физиолого-акустический аспект предполагает рассмотрение звуков речи как материальных единиц: особенности образования звуков, обусловленные их акустической характеристикой, дифференциальные и недифференциальные, постоянные и переменные признаки. Изучаются условия, приводящие к изменениям переменного признака, что приводит к изменению звука в целом. Физиолого-акустический аспект предполагает рассмотрение звуков речи как материальных единиц: особенности образования звуков, обусловленные их акустической характеристикой, дифференциальные и недифференциальные, постоянные и переменные признаки. Изучаются условия, приводящие к изменениям переменного признака, что приводит к изменению звука в целом. Функциональный (социальный, лингвистический) аспект рассматривает звуки со стороны их функции, роли в речевом общении. Функциональный (социальный, лингвистический) аспект рассматривает звуки со стороны их функции, роли в речевом общении.
Связь фонетики с другими разделами языка Фонетика связана с: 1) лексикологией; 2) грамматикой; 3) орфоэпией; 4) графикой; 5) орфографией.
Методы изучения звуковой системы языка метод непосредственного чувственного наблюдения или самонаблюдения; метод непосредственного чувственного наблюдения или самонаблюдения; экспериментальный метод использует следующие приёмы: экспериментальный метод использует следующие приёмы: -соматические (наблюдают за положением речевого аппарата, отдельных его органов), -соматические (наблюдают за положением речевого аппарата, отдельных его органов), -пневматические (измеряют речевое дыхание при произнесении звука, следят за образованием шумов, возникающих в результате движения воздушной струи), -пневматические (измеряют речевое дыхание при произнесении звука, следят за образованием шумов, возникающих в результате движения воздушной струи), -электроакустические (определяют число основных голосовых колебаний, их амплитуду, число обертонов и т.д.), -электроакустические (определяют число основных голосовых колебаний, их амплитуду, число обертонов и т.д.), -экспрессивные (позволяют синхронно описать речь, мимику и жесты говорящего). -экспрессивные (позволяют синхронно описать речь, мимику и жесты говорящего).
Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка звук, звук, фонема, фонема, фонетические процессы, фонетические процессы, фонетические изменения, фонетические изменения, Фонетические чередования, Фонетические чередования, фонемные ряды, фонемные ряды, сегментные единицы: слоги, фонетические слова, фонетические такты, фонетические фразы; сегментные единицы: слоги, фонетические слова, фонетические такты, фонетические фразы; суперсегментные единицы: ударение, интонация. суперсегментные единицы: ударение, интонация.
Вопросы для самоконтроля Дайте определение фонетике как лингвистической дисциплине. Дайте определение фонетике как лингвистической дисциплине. Перечислите задачи фонетики. Перечислите задачи фонетики. Вспомните и охарактеризуйте аспекты изучения фонетики. Вспомните и охарактеризуйте аспекты изучения фонетики. Определите место фонетики в системе языка. Опишите связь фонетики с другими дисциплинами. Определите место фонетики в системе языка. Опишите связь фонетики с другими дисциплинами. Охарактеризуйте методы изучения звуковой системы языка. Охарактеризуйте методы изучения звуковой системы языка. Назовите единицы и понятия, которые изучает фонетика. Дайте их краткую характеристику. Назовите единицы и понятия, которые изучает фонетика. Дайте их краткую характеристику.