НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рефлексивный подход в обучении слабоуспевающих школьников Автор работы: Н.Н.Калашникова, учитель истории и обществознания МБОУ ООШ 28 с.Кирпичное.
Advertisements

Теория поэтапного формирования умственных действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Студетки 2 курса 1 группы Факультету украинской филологии Золотаревой Анжелики Алексеевны.
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Цель: освоение способов формирования и развития УУД.
ПЛАН 1.Что такое теория поэтапного формирования умственных действий?Что такое теория поэтапного формирования умственных действий? 2.Основные положения.
Можно ли добиться включенности каждого в процесс обучения на уроках? Статья Литвинской И.Г.
Цели урока Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина Составитель презентации Жданко Г.В. СОСЩПА 7 г.Павлодар Психологический семинар-практикум.
Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ Фрунзенского района Деятельностный подход в обучении Теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
«Деятельностно- компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе начальной школы» Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Сиренко С.Н.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Сиренко С.Н.
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения. Особенности УМК «К тайнам нашего языка» Комплексное решение задач обучения развития воспитания Формирование.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх.
Транксрипт:

НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий

Любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней деятельности.

Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективное обучение должно учитывать эти этапы.

Обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет, получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно: 1. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании, первоначально выделяется то, что само бросается в глаза. ( составление схемы ориентировочной основы действия )

2. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания. ( выполнение реальных действий )

3.Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению, благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщенной. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. ( проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий )

4. Этап формирования действий во внешней речи про себя. Этап внутренней деятельности. Так же как и на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мыслительной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму идентичную образцу, и подвергаясь автоматизации ( действие сопровождается проговариванием «про себя»)

5.Формирование действий во внутренней речи. Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которого закрыт, а известен только конечный "продукт" этого процесса. ( полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде )

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики, посредством присвоения жизненного опыта. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.

Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Т.е. деятельность - это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса.

Не менее важный этап - формирование соответствующей мотивации у учащихся. Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике.

Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются.

Усвоение знаний является не целью обучения, а средством. Знания усваиваются для того, чтобы с их помощью научится что-то делать, а не для того, чтобы они хранились в памяти.

Всякое хорошо освоенное действие- (двигательное, перцептивное, речевое) это действие полностью представленное в уме. Человек, умеющий правильно действовать, способен мысленно выполнить это действие от начала и до конца.