Тема: Тема: Анатомо–физиологические особенности костной системы у детей. Основные симптомы ее поражения Д.м.н., доцент Галактионова М.Ю. Красноярск, 2012 Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО Лекция 6 для студентов 3 курса, обучающихся по специальности Педиатрия
ЦЕЛЬ: определить роль фосфорно- кальциевого обмена в формировании патологии костной системы у детей и подростков; изучить семиотику поражений костной системы с учётом анатомо- физиологических особенностей различных возрастных групп.
План лекции: 1.Эмбриогенез костной ткани; 2.Стадии ремоделирования и перемоделерования костной ткани; 3.Основные определения нарушения костной системы; 4.«Костный возраст»- оценка биологической зрелости; 5.Семиотика поражений костной системы с учётом анатомо-физиологических особенностей различных возрастных групп
Актуальность: Распространенность поражения костной ткани у детей Сниженные показатели костной массы (остеопении), в зависимости от возраста, имеют от 7- 42% детей 5-16 лет Рахит встречается по РФ в 56-66%; Болезни опорно-двигательного аппарата у детей Красноярска – 81,2 на 1000 детского населения;
Особенности костной ткани у детей Процессы ремоделирования сочетаются с линейным ростом костей, т.е. образованием новых единиц Процессы ремоделирования ускорены, особенно в критические периоды роста Костный баланс в период роста должен быть положительным Положительный баланс костной ткани обеспечивает увеличение размеров скелета В пубертате костная минеральная плотность (ВМD) возрастает на 40 – 45%!
Формирование скелета В детском и подростковом возрасте накапливается 86 % генетически детерминированной костной массы (пиковой), гарантирующей прочность и устойчивость скелета к воздействию неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов в последующие годы жизни
Возрастные изменения массы костной ткани Масса костей (гр. кальция) Возраст (годы)
Частота переломов (в зависимости от возраста и пола) Два пика в частоте случаев переломов: – в детском возрасте – в пожилом и старческом возрасте Второй пик переломов (в пожилом возрасте) обусловлен возрастанием распространенности остеопороза Частота случаев переломов на населения Возрастные группы (годы) МужчиныЖенщины
Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей три стадии перемоделирования костной ткани обильное кровоснабжение, наличие швов, родничков на черепе, позвоночник лишен изгибов. шейный лордоз -2-3 мес., грудной кифоз – 6-7 мес., поясничный лордоз – к 9-12 мес.
грудная клетка широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами, форма таза воронкообразная, нижние зубы прорезываются раньше, с 6-7 мес. прорезываются молочные зубы с 6-7 лет происходит смена молочных зубов на постоянные. надкостница толстая
Семиотика основных изменений костной системы у детей младшего возраста: изменение размеров головы, ее формы, швов черепа и родничков наличие видимых деформаций и уродств признаки рахита: «четки», «браслеты», «нити жемчуга», краниотабес, лобные бугры, Х- или О- образные нижние конечности кривошея, косолапость, нарушение осанки нарушение сроков прорезывания зубов, кариес
Семиотика основных изменений костной системы у детей старшего возраста: изменения формы черепа, его размеров деформации грудной клетки (грудь «сапожника», «куринная» грудь, ассиметричная) нарушение осанки, сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие деформация конечностей, плоскорахитический таз аномалии развития костной системы деформации суставов, ограниченность движений разболтанность суставов нарушение сроков прорезывания зубов, изменения зубной эмали, кариес
Факторы риска развития остеопении и остеопороза у детей Недостаточное питание - низкое потребление кальция и витамина D. Недоношенность Низкая физическая активность Заболевания ЖКТ (синдром мальабсорбции) Рахит и рахитоподобные заболевания Эндокринные и обменные расстройства (напр.: при гипотиреозе наблюдается замедление развития скелета, нарушение формирования костей черепа; недостаток инсулина может вызвать задержку роста и потерю костной массы) Сопутствующие заболевания и употребление некоторых лекарств противосудорожные, гормональные препараты (глюкокортикостероиды), цитостатики
Факторы, влияющие на усвоение кальция и костную минерализацию Обеспеченность витамином Д Генетические факторы Гестационный возраст при рождении Возраст (всасывание Са у младенцев - 58%, в пубертате – 34%) Хронические заболевания, вызывающие нарушение метаболизма кальция и витамина Д Пол Стадия полового созревания Темпы линейного роста Двигательная активность Число перенесенных инфекционных болезней Характер вскармливания на 1- м году жизни Вегетарианство в младенческом возрасте Курение, употребление алкоголя Соответствие хронологического возраста биологическому
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ И СУСТАВОВ Жалобы: боли в костях, суставах, изменение их конфигурации, ограничение подвижности Анамнез жизни: темпы роста сроки закрытия родничков сроки прорезывания зубов Связь с заболеваниями: ангина, грипп, хронические заболевания Клинический осмотр (голова, туловище, конечности) Лабораторные и инструментальные методы исследования
Проявления недостатка кальция у детей Общая слабость, повышенная утомляемость, снижение успеваемости Сухость кожи, ломкость ногтей и волос Заболевания зубов - кариес и парадонтит Организм длительно адаптируется к дефициту кальция путем увеличения его кишечного всасывания и уменьшения почечной экскреции
Проявления недостатка кальция у детей Боли в позвоночнике, костях таза, тазобедренных суставах, икроножных мышцах, нарушения осанки Парестезии, мышечные подергивания Нарушение осанки, искривления позвоночника У детей компенсаторные возможности при длительном дефиците кальция ограничены
Получение кальция из пищи Всасывание кальция -У детей % -У подростков 34 % -У взрослых % Для того, чтобы получить 1000 мг кальция с пищей необходимо: -1 литр молока -200 г сыра -300 г творога
Литература: Основная: 1. Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Дополнительная: 1. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: Учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец – Педиатрия / авт.текста Галактионова М.Ю., Чистякова И.Н., Позднякова Л.И.- Красноярск: КрасГМУ Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.-М.: ГЭОТАР-Медиа Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс Рост и развитие ребенка / авт. текста Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М.- СПб.: Питер Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.-СПб.: Питер Электронные ресурсы: 1.ИБС КрасГМУ 2.БД МедАрт 3.БД Консультант студента 4.БД Ebsco
Спасибо за внимание!