ОТЧЕТ отдела науки и педагогических инноваций о проведении научно-практической конференции «Образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: модели и механизмы реализации в образовательных учреждениях Сахалинской области» 12 мая 2010 года
12 мая 2010 года в г. Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «Образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: модели и механизмы реализации в образовательных учреждениях Сахалинской области» Организаторы: Министерство образования Сахалинской области, Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров.
Актуальность: В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения данный форум приобрел особую значимость, т.к. успешный переход системы образования Сахалинской области к реализации современного социального заказа, возможен только при условии консолидации всего образовательного сообщества.
Участники конференции: В работе конференции приняли участие 240 человек из 15 районов области Лобзина М. И., заместитель генерального директора издательства «Русское слово» (г. Москва), Подшивалова Е.Л., представитель компании «Спектр» (г. Москва), Н. И Тетерин, канд. экон. наук, производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем» (г. Москва). руководители и специалисты системы общего и профессионального образования, руководители образовательных учреждений; педагоги начальной школы, социальные педагоги и психологи, научные работники, методисты муниципальных методических служб, сотрудники учреждений дополнительного образования, преподаватели Института педагогики и педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, представители общественных организаций, родители
На пленарном заседании с докладами выступили: Захарова Т.В., начальник отдела общего, дошкольного и специального (коррекционного) образования Министерства образования «Организация внедрения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Сахалинской области» Щеглов В.В., к.ист.н., проректор по учебно-методической работе ИРОСО «Модель подготовки педагогических кадров в Сахалинской области к введению ФГОС второго поколения»; Федорова Е.А., директор гимназии 1 им. А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска «Условия внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе». Тетерин Н.И., к.э.н., представитель производственно-консультативной группы «Развитие образовательных систем», г.Москва «Инновационное техническое образование –от школы к производству как механизм выстраивания разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» Лобзина М. И., зам.ген.директора изд-ва «Русское слово» г.Москва «Ресурсы издательства «Русское слово» для перехода к образовательным стандартам второго поколения» Еланцева Т.Н., заведуюшая реабилитационным центром Детской городской больницей г.Южно-Сахалинска «Здоровье младших школьников Сахалинской области и пути его сохранения в условиях общеобразовательной школы» Подшивалова Е.Л. представитель компании «Спектр» г. Москва «Изменение роли дидактических пособий в связи с переходом на новые стандарты»
Пленарное заседание
Предметом обсуждения участников форума стали вопросы: организационно-методического обеспечения внедрения с 1 сентября 2011 года в образовательных учреждениях области Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) второго поколения; основные цели, задачи и содержательные линии Федерального Государственного стандарта начального общего образования второго поколения; основные концептуальные идеи и подходы к проблеме управления и организации сетевого взаимодействия в вопросах внедрения стандартов на региональном и муниципальном уровнях. модели и механизмы внедрения стандартов на основе системно- деятельностного подхода; повышение профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений в вопросах реализации образовательного стандарта второго поколения в начальной школе.
Практическая часть конференции: работали 4 секции и 4 подсекции, проводились дискуссии, круглые столы, мастер-классы, проектная деятельность, организованы выставки, брифинг для СМИ.
В ходе конференции определен круг вопросов, вызвавших наиболее острую дискуссию: недостаточная разработанность нормативно-правовой, финансовой и учебно-методической базы ФГОС НОО; организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы; создание единого информационного образовательного пространства; формирование универсальных учебных действий при обучении учащихся начальной школы; психолого-педагогическое сопровождение процесса введения ФГОС НОО; подготовка педагогов к введению стандартов второго поколения в начальной школе.
Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы Секция 2
Задачи: 1. Определить сущность УУД как ключевого понятия стандартов нового поколения. 2. Познакомить с технологией деятельностного метода в преподавании предметов как фактора обеспечения реализации требований стандарта второго поколения. 3. Проработать матрицы технологических карт предметных уроков с целью определения соответствия УУД каждому этапу урока в рамках деятельностного метода обучения. Цель: выявить особенности проведения предметных уроков в рамках деятельностного метода, как фактора обеспечения реализации требований стандарта второго поколения. Результат: матрицы технологических карт предметных уроков (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести стандарта»
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.
Технологическая карта урока русского языка ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные действия 1.Самоопределение к деятельности Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе. Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи.Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 5. Первичное закреплениеУстанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексиюОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:
Модель двухсменной школы «Школа полного дня» Секция 1, подсекция 4 «Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения»
Схема взаимодействия участников учебно- воспитательного процесса Школа полного дня СМИ Учреждения доп.образования Совет отцов Совет ветеранов, военкомат ДЮСШ Детская поликлиника МузеибиблиотекиСахГУ
Реализация направлений внеурочной деятельности: Спортивно- оздоровительное Организация экспериментальной Деятельности (лаборатория) Создание программы ЗОЖ (уроки здоровья, мед.контроль, Участие в спортивных секциях на базе ДЮСШ
Реализация направлений внеурочной деятельности: Художественно- эстетическое Участие в объединениях данной направленности в учреждениях доп. образования Организация разнообразных студий, клубов, кружков по направлению Участие в смотрах, концертах, конкурсах, выставках, фестивалях, спектаклях различного уровня
Реализация направлений внеурочной деятельности:Научно-познавательное Организация экспериментальной деятельности (лаборатория) Создание научного сообщества Участие в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, смотрах, играх, дидактических театрах различного уровня Участие в программе «Одаренные дети»
Секция 4. «Роль педагога-психолога в формировании механизма изучения универсальных учебных действий младшего школьника».
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Эмоциональное состояние Мотивация учения Мыслительные способности Учащиеся начальной школы Ценностно-смысловые ориентации (профессиональная компетентность) Коммуникативная компетентность Интеллектуальная гибкость Учителя и педагогические работники Интерес и ведущие мотивы учения детей Удовлетворенность образовательными услугами Родители учащихся
Участниками конференции сформулированы следующие предложения: Министерству образования Сахалинской области: разработать региональную нормативно-правовую базу для обеспечения введения ФГОС НОО в условиях Сахалинской области; разработать и утвердить план – график введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Сахалинской области; формировать региональный бюджет с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО; организовать публичную отчетность ОУ Сахалинской области о ходе и результатах введения ФГОС НОО, информировать общественность через СМИ о целях и задачах ФГОС НОО, его актуальности для современного образования и общества; осуществлять мониторинг процесса внедрения ФГОС НОО в образовательных учреждениях области.
Муниципальным органам образования и методическим службам: осуществлять организационную, корректирующую и сопровождающую функцию в организации введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях; создать условия для повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, заместителей по учебно- воспитательной работе и учителей начальных классов по освоению нового содержания образования и технологий обучения в соответствии с новыми стандартами; обеспечить финансовую поддержку руководителям образовательных учреждений в подготовке материально-технической базы школ к введению ФГОС НОО; способствовать организации инновационных площадок на базе ОУ по проблеме введения ФГОС НОО; до 30 августа 2010 г. сформировать и представить в ИРОСО списки учителей начальных классов, рекомендованных к участию в процессе внедрения ФГОС НОО в первых классах с 1 сентября 2011г.
Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации кадров: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса внедрения ФГОС НОО; обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов и готовность руководителей образовательных учреждений к введению ФГОС НОО; обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности «пилотных», стажерских площадок введения ФГОС НОО на базе школ- победителей ПНПО; разработать содержание программ и технологий подготовки педагогов начальной школы по обучению детей в соответствии с основными целями и задачами стандартов нового поколения; разработать методические рекомендации по введению новой системы оценки образовательных учреждений с учетом региональных учебных программ, используемых в ОУ; разработать инструментарий для проведения независимой (внешней) и итоговой (внутренней) оценки на региональном уровне;
Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации кадров: разработать сборники методических рекомендаций по различным направлениям внеурочной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов, включая коррекционные; повышать уровень учебно-методического, научно-методического и информационно-технического обеспечения введения ФГОС НОО в Сахалинской области; способствовать созданию единой информационной образовательной среды, обеспечивающей открытый и свободный доступ педагогов к информации, дистанционное взаимодействие всех участников процесса внедрения новых стандартов. активизировать научные исследования в области организации и научно- методического сопровождения процесса внедрения ФГОС НОО в образовательные учреждения Сахалина; активизировать инновационную деятельность по апробации технологий и методик обучения детей на основе системно-деятельностного подхода и современных подходов к оцениванию достижений учащихся;
Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации кадров: разработать методические пособия по организации внеучебной деятельности в начальной школе в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения; разработать программы по духовно-нравственному воспитанию детей начального школьного возраста с учетом региональных условий; осуществлять мониторинг процесса внедрения стандарта второго поколения в начальной школе; развивать информационно- образовательную среду, обеспечивающую открытый и свободный доступ педагогов к информации посредством сетевого взаимодействие всех участников процесса внедрения новых стандартов; организовать взаимодействие с СахГУ по вопросам подготовки и переподготовки кадров для начальных классов.
«Сертификат участника» По итогам конференции, все участники получили «Сертификат участника». 70 человек, среди которых докладчики, руководители секций, активные участники секционных заседаний и организаторы конференции получили благодарственные письма от Министерства образования Сахалинской области и Сахалинского института переподготовки и повышения квалификации.
Оперативное выявление степени готовности образовательных учреждений сахалинской области к введению ФГОС НОО) второго поколения Во время работы конференции отделом науки и педагогических инноваций института проведено анкетирование руководителей образовательных учреждений и учителей начальных классов. Итоги анкетирования были представлены на заключительном заседании.
Результаты анкетирования участников научно-практической конференции: руководители школ, заместители руководителей, всего 27 человек
Вопрос 1. «Знакомы ли Вы с технологией разработки Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Базисного Учебного плана?» руководители учителя начальных классов
Вопрос 2. «Созданы ли в Вашей школе условия информационно- методического обеспечения процесса введения ФГОС НОО второго поколения?»
Вопрос 3. «Соответствует ли Ваше образовательное учреждение критериям готовности к введению стандартов второго поколения?»
Вопрос 4. «Соответствует ли степень готовности кадров Вашей школы требованиям к введению ФГОС НОО?»
Вопрос 5. «Эффективно ли решаются вопросы финансово-экономического обеспечения процесса введения ФГОС НОО?»
Вопрос 6. «Согласны ли вы с необходимостью введения ФГОС НОО второго поколения в школах Сахалинской области?» руководители учителя начальных классов
Вопрос 7. «Принимаете ли Вы идеологию ФГОС НОО второго поколения и концептуальные подходы его построения? Р уководители Учителя начальных классов
Вопрос 8. «Имеется ли в Вашем образовательном учреждении условия для организации внеучебной деятельности в начальной школе?»
Результаты анкетирования 76 учителей начальных классов - участников научно-практической конференции
Вопрос 1. «Знакомы ли Вы с содержанием ФГОС НОО второго поколения?»
Вопрос 2. «Знакомы ли Вы с содержанием примерной основной образовательной программы?»
Вопрос 3. «Знакомы ли Вы с новыми требованиями к результатам обучения учащихся?»
Вопрос 4. «Знакомы ли Вы с содержанием концепции духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника?»
Вопрос 5. «Знакомы ли Вы с технологией деятельностного обучения учащихся?»
Вопрос 6. «Знакомы ли Вы с новой системой оценки достижений планируемых результатов учащихся?»
Вопрос 7. «Знакомы ли Вы с содержанием и формой организации внеучебной деятельности младших школьников?»
Вопрос 8. «Согласны ли Вы с необходимостью введения ФГОС НОО второго поколения в школах Сахалинской области?»
Вопрос 9. «Принимаете ли Вы идеологию ФГОС НОО второго поколения?»
Вопрос 10. «Владеете ли Вы информационно-коммуникационными технологиями обучения?»
Вопрос11. «Владеете ли Вы технологией исследовательской и проектной деятельности?»
Об итогах научно-практической конференции информация представлена: в Министерство образования и науки Российской Федерации для отчета по реализации президентской инициативы «Наша новая школа»; В Министерство образования Сахалинской области; проведенная конференция, по оценке руководителя информационно-координационного центра Министерства образования науки Р.Ф. Дальневосточного федерального округа Беркетовой Л.отвечает требованиям времени и будет отмечено на федеральном уровне.
Об итогах научно-практической конференции информация представлена: на сайте ИРОСО; на федеральном сайте Министерства образования и науки; на региональном сайте МИКЦ Минобрнауки РФ в ДВФО; в газете «Губернские ведомости от 15 мая 2010г.; телекомпанией ОТВ; радио ГТРК«Сахалин» 14 мая 2010г.
Перспективы: Институт приглашен СахГУ к участию в организации и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы» (сентябрь 2010г.) Организация инновационных площадок – «пилотных школ» по апробации содержания и технологий обучения в начальной школе в соответствии с задачами стандартов второго поколения
Благодарим за внимание!